Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал двух фигурантов по делу о похищении гражданина Италии в Москве
Экономика
Эксперт раскрыл будущее экономики Украины
Экономика
В РФ появятся десятки новых продуктов и производств в химической отрасли
Мир
Ушаков рассказал о предстоящих двусторонних контактах Путина в рамках ШОС
Политика
Политолог назвал проходным мероприятием предстоящий саммит НАТО в Вашингтоне
Мир
В рамках саммита ШОС в Астане планируют принять 24 документа
Новости компаний
Клиентам ПСБ открыли возможность покупать золото на спотовом рынке Мосбиржи
Армия
ПВО России уничтожила украинский беспилотник над Белгородской областью
Культура
Редкий портрет кисти Ильи Репина выставят на торги в Москве
Мир
Белоусов прибыл в Минск для участия в Совете министров обороны стран СНГ
Мир
Минобороны Грузии подтвердило гибель пилота при крушении военного самолета
Общество
В Госдуме оценили перспективы отмены ЕГЭ
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о вычислении позиций ВСУ беспилотниками Zala
Общество
В суд Липецкой области направили заявление об установлении факта геноцида в годы ВОВ
Авто
Названы сроки появления в продаже нового кроссовера «Москвич 8»
Мир
В Польше готовы на военное сотрудничество с Германией вместо репараций

Динара Алиева: «Русская оперная школа исправно поставляет миру звезд»

Солистка Большого театра — о возрождении интереса к классике, жертвах во имя профессии и вере в собственные силы
0
Динара Алиева: «Русская оперная школа исправно поставляет миру звезд»
Фото: личный архив Динары Алиевой
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

6 апреля в Москве завершается Второй Международный музыкальный фестиваль Opera Art. В перерывах между репетициями и выступлениями главный организатор оперного смотра, солистка Большого театра Динара Алиева встретилась с обозревателем «Известий».

— По какому принципу вы приглашаете артистов? 

— Помимо основной службы в Большом театре, я нередко выступаю на зарубежных оперных сценах. Сотрудничаю с замечательными солистами и дирижерами, которые зачастую практически не известны в Москве. Мне захотелось показать этих артистов столичной публике и хотя бы частично продемонстрировать наши совместные проекты. Кроме того, я стараюсь открывать новые имена.

Динара Алиева: «Русская оперная школа исправно поставляет миру звезд»

— Какой репертуар пользуется особым успехом?

— Не побоюсь показаться консервативной и скажу, что широкая публика любит музыку XIX —начала XX веков. Сочинения Верди, Пуччини, Бизе, Чайковского всегда были и будут лидерами зрительских симпатий, какие бы оригинальные и прогрессивные партитуры не были написаны в более поздние годы. На своем фестивале я стремлюсь исполнять именно оперную классику. Я бесконечно восхищаюсь ею и хочу поделиться этим чувством со зрителем.

Оперы, поставленные в академической стилистике, но с яркими костюмами и интересными декорациями, по-прежнему востребованы. Понятно, что в XXI веке театр не может быть таким же, как 100 и даже 50 лет назад. Сегодня мы используем видеопроекции, хитроумные сценические конструкции, костюмы с аллюзиями на разные эпохи… Но зрителю нужен театр, в котором всё не так, как в жизни, а ярче, эффектнее, драматичнее. И при этом — красиво и возвышенно.

— В последние пару лет в столице наблюдается всплеск интереса к музыкальному театру. С чем вы это связываете?

— С тягой к красивому классическому искусству. Опера в представлении большинства людей — это место, где поют артисты в красивых костюмах в окружении эффектных декораций. В музыкальный театр идут восхититься красотой голосов и мастерством певцов, пережить сильные эмоции. Музыка, полная драматизма и накала страстей, не может оставить человека безучастным, ей невозможно не сопереживать. Вот за этими сильными впечатлениями люди и приходят в оперу.

— Планируете ли вы расширять географию фестиваля?

— Да, у меня есть такие планы. Во-первых, буду приглашать артистов из разных регионов. Во-вторых, хотелось бы представить фестивальные программы в других странах — в частности, в родном Азербайджане. Но пока я еще в самом начале пути.

Динара Алиева: «Русская оперная школа исправно поставляет миру звезд»

— Вы много гастролируете. Удается ли выступать на родине?

— Я стараюсь поддерживать связи с родным Баку, но концерты у меня там бывают нечасто. Хотя к выступлениям на родине могу отнести и Москву, которая давно стала мне вторым домом. Уже десять лет я солистка Большого театра России, очень горжусь своей службой. Я задействована в разных спектаклях и готова петь еще больше. Мечтала об этом с детства!

— Как относятся к русским певцам за рубежом?

— Русская оперная школа по сей день остается одной из сильнейших в мире. Нет практически ни одного оперного театра, в котором бы не имели ангажементов российские певцы.

Причем это не только москвичи или петербуржцы, а артисты из разных регионов страны.

Кстати, для западных импресарио Украина, Белоруссия и даже кавказские республики мало отделены от России. Практически все выходцы с постсоветского пространства по-прежнему воспринимаются как представители русской оперной школы, и она исправно поставляет миру звезд.

Динара Алиева: «Русская оперная школа исправно поставляет миру звезд»​​​​​​​

— Что вы чувствуете, когда выходите на сцену?

— Думаю, любой артист чувствует легкое волнение перед началом выступления. Ощущение, схожее с эйфорией, заводит, щекочет нервы, дает кураж и рождает энергию, которая посылается в зал и в итоге возвращается артисту на сцену.

Хотя российского, а особенно московского зрителя растрогать трудно — столичная публика придирчива, избалована множеством концертов, да и настроена, как правило, скептически.

— Вы больше любите концерты или спектакли?

— Невозможно ответить однозначно. С одной стороны, в концерте нет многочисленных сценических условностей. Отсутствие оркестровой ямы между сценой и партером сближает певца со зрителем. С другой, это намного ответственнее — ты не можешь «спрятаться» за декорациями и костюмами. В театре же сценический антураж помогает войти в образ. Но в данном случае нужна более яркая, драматическая подача, актерская работа «крупными штрихами». 

— Ваша родина Азербайджан ассоциируется с патриархальными традициями. Требовали ли родные от вас скромности, покорности? Или это устаревший стереотип?

— Конечно, стереотип! Высокая позиция супруги нынешнего президента Азербайджана (Мехрибан Алиева заняла должность вице-президента страны. — «Известия») еще более наглядно, чем мои достижения, развенчивает эти предрассудки. К тому же скромность и покорность — совершенно разные вещи. Да, я не стараюсь быть фривольной кокеткой, как иные оперные дивы. Но это не столько из-за национальности, сколько в силу воспитания.

Сегодня простое, лишенное вольностей поведение зачастую начинают считать высокомерным, а отсутствие вульгарной свободы в поведении называют зажатостью. Но это не так! Я бываю импульсивной, эмоциональной, иногда даже чересчур. Но не считаю возможным демонстрировать это на людях, потому что я так воспитана. Я выросла в интеллигентной семье с серьезными культурными традициями. Меня с детства учили вести себя достойно и быть готовой к любым поворотам и ударам судьбы. 

— Вы могли бы пожертвовать личной жизнью ради профессии?

— Думаю, могла бы… Хотя что тут думать: любая певица, артистка постоянно приносит семью в жертву карьере. Судите сами: мне приходится регулярно уезжать из дома в разные театры, а подготовка постановки даже при самых быстрых темпах занимает от месяца до двух, плюс время на спектакли… Конечно, пока мой сын еще маленький, я постоянно беру его с собой. Да и вся семья меня поддерживает. Это для меня бесценно.

— У вас хорошо развита интуиция?

— Я не очень доверяю интуиции, хотя бывали моменты, когда она меня не подводила. Например, я все-таки решилась на переезд в Москву. Что-то в глубине души мне подсказывало, в каком направлении надо идти, а это помогало верить в себя. Это не менее важно, чем интуиция. Мало расслышать внутренний голос, почувствовать импульсы судьбы, надо еще заставить себя поверить в свои силы, что гораздо сложнее.

— О чем вы мечтали в детстве и что из этого сбылось? И о чем мечтаете сейчас?

— Сбылось мое главное желание: петь в Большом театре. Я счастлива в браке, у меня любящий супруг и прекрасный сын. Как любая работающая жена и мама, я стремлюсь к гармонии между семьей и работой, стараюсь (хотя это и не всегда удается) сочетать воспитание сына с театральной жизнью. Но, наверное, в первую очередь я — певица. Поэтому мои самые амбициозные планы связаны с творчеством. Есть еще много партий и опер, которые хотелось бы исполнить. И, надеюсь, моих организаторских идей хватит и на третий, и еще на много последующих фестивалей Opera Art.

Справка «Известий»
Динара Алиева (сопрано) в 2004 году окончила Азербайджанскую государственную музыкальную академию имени Узеира Гаджибекова. С 2002 по 2005 год была солисткой Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета им. М.Ф. Ахундова, где исполняла ведущие партии. С 2009 года — в Большом театре.

 

Прямой эфир