Эксперт: импорт и экспорт сельхозпродукции в России сложно сравнивать

Россия импортирует так называемый критический импорт, который в стране не растет, — лимоны, ананасы, киви, бананы, а экспортирует пшеницу, свекловичный сахар, поэтому их сложно сравнивать, рассказал «Известиям» директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, отметив, что само по себе сельское хозяйство предусматривает нормальное соотношение импорта и экспорта.
Нетто-экспортер
Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев сообщил, что Россия в ближайшие годы может стать нетто-экспортером продовольствия, то есть будет поставлять за рубеж больше сельхозпродукции, чем закупать.
Он отметил, что в течение последних трех лет импорт сокращается, а экспорт растет: увеличение экспортных поставок дает производителям необходимые финансовые ресурсы для проведения посевной. Главный экспортный потенциал министр увидел в зерновых культурах, подсолнечном масле и сахаре, благодаря рекордному урожаю сахарной свеклы — более 48 млн т.
По словам Остапковича, занять первое место по экспорту сельского хозяйства — это задача, которая «решается на раз-два».
«Канада или Америка могла бы стать первой по продаже пшеницы, так как у них климатические условия для этого лучше, чем у нас. Однако им это не нужно. Мы можем увеличить экспорт, регулярно вкладывая в сельское хозяйство деньги — тогда накормим себя и будем поставлять продукцию на экспорт, но превратимся в Венгрию, Болгарию, Испанию, где высокую долю занимает сельское хозяйство», — отмечает специалист.
К тому же, чтобы ввести деньги в сельское хозяйство, их придется откуда-то забрать — из высоких технологий, образования, здравоохранения, опасается эксперт.
Новые технологии
«Тут два момента — если просто вкладывать деньги и за счет этого увеличивать экспорт, это неудачный вариант. Если мы в сельское хозяйство будем внедрять новые технологии и за счет этого, а не увеличения субсидирования будем производить дополнительную продукцию, это будет радостно», — поясняет специалист, ссылаясь на пример Голландии, которая за счет высокой технологической эффективности сельского хозяйства экспортирует продукцию на $70 млрд, в то время как отечественные показатели составляют около $16–17 млрд.
Российское правительство с 2010–2011 года регулярно выдает бонусы сельскому хозяйству, за счет чего это почти единственная из базовых отраслей, которая показывает позитивные темпы роста, добавляет Остапкович.
«Надо хорошо задуматься, нужно ли нам становиться настолько сельскохозяйственной страной, как Венгрия, — ведь у нас и так в этой отрасли занято около 7% населения», — подытожил эксперт.