Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин наградил Лаврова орденом Святого апостола Андрея Первозванного
Общество
Мошенники стали использовать имена российских звезд для обмана россиян
Мир
«Коалиция желающих» отказалась от идеи разместить сухопутные войска на Украине
Армия
Разведчики Южной группировки войск поразили три пункта управления украинских БПЛА
Мир
Bild узнала о возможности передачи «Северного потока – 2» США для поставок газа в ФРГ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и преимущественно без осадков в Москве 21 марта
Общество
ФСБ задержала организаторов нарколабораторий во Владимирской и Смоленской областях
Общество
Путину доверяют 83% опрошенных россиян
Мир
Трамп пообещал до 20 лет тюрьмы участникам саботажей против Tesla
Общество
В Люберцах шесть человек задержали за незаконную организацию азартных игр
Мир
Потерпевшими от нападения ВСУ на Курскую область признаны 43 тыс. человек
Мир
Лидеры ЕС нашли способ противодействовать Орбану и его блокировке помощи Киеву
Политика
Путин поздравил с Наврузом ряд лидеров стран СНГ и Ирана
Мир
NYT сообщила о планах Пентагона открыть Маску планы США на случай войны с Китаем
Мир
Трамп поручил составить список земель с месторождениями полезных ископаемых
Общество
В 11 регионах РФ из-за паводка затопило 107 домов и 310 приусадебных участков
Общество
Замглавы подмосковной Дубны обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями

В России появится «список боли»

По распоряжению Ольги Голодец к 2018 году будет создан регистр людей, нуждающихся в наркотических анальгетиках и паллиативной помощи
0
В России появится «список боли»
Фото: TASS/DPA/Frank May
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 1 января следующего года в России заработает государственный регистр пациентов, нуждающихся в лечении препаратами, содержащими наркотические и психотропные вещества, и пациентов, которым необходима паллиативная медпомощь. Соответствующее поручение вице-премьер Ольга Голодец дала в среду главе Минздрава Веронике Скворцовой после заседания Совета по попечительству в социальной сфере при правительстве. А у врачей вскоре появится инструмент, оценивающий степень боли, испытываемой пациентом. 

Минздраву поручено включить в структуру электронной карты, которую сейчас разрабатывает ведомство, модуль по диагностированию болевого синдрома и алгоритмы выбора и назначения терапии пациентам с болевым синдромом. По данным «Известий», в профильных ведомствах уже сейчас разрабатывают шкалу боли. А модуль, после того как врач введет в него данные по результатам осмотра и общения с пациентом, выдаст ответ: насколько сильны болевые ощущения у больного и какие лекарства ему показаны для обезболивания — вплоть до дозировки и времени приема.

Замдиректора по науке Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена Георгий Новиков заявил «Известиям», что во всем мире пользуются субъективными методами определения интенсивности боли.

— Существуют различные шкалы, которые оценивают интенсивность боли по баллам — от 1 до 5 или до 10. Или вербально: нет боли, умеренная, сильная, нестерпимая и т.д. Вообще интенсивность боли можно определить по продолжительности ночного сна пациента. Если пациент жалуется на нестерпимую боль, но всю ночь спал, видимо, все-таки это его субъективное впечатление, а объективно у него не сильная и не нестерпимая боль, а умеренная.

По мнению Георгия Новикова, включение модуля оценки хронической боли в деятельность врачей лечебных специальностей однозначно крайне необходимо.

— Это могло бы помочь им правильно ориентироваться в терапии хронической боли и могло бы расширить возможности противоболевой терапии, причем не только для онкологических пациентов. Если оценочные шкалы будут внедрены, любой врач лечебной специальности будет в этом разбираться. И даже если сам будет не в состоянии оказать помощь, то сможет отправить пациента к другим специалистам, — отметил Георгий Новиков.

Член общественного совета при Минздраве Сергей Лазарев считает, что внесенные в модуль данные фактически станут показателем ответственности врача.

— И если он не назначил наркотический анальгетик, можно спросить, почему он так поступил, если по этим критериям необходим сильный препарат, — пояснил Сергей Лазарев «Известиям». — Вообще в системе здравоохранения многих развитых стран самое основное — это обезболить. Неслучайно у нас в законе «Об основах охраны здоровья» появилась фраза: каждый человек имеет право жить без боли. 

В то же время главный врач Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина Владимир Сельчук не считает такой модуль необходимым.

— Опрос и осмотр больного — это обычный необходимый минимум, который онколог и вообще любой врач знает и должен выполнить, — отметил он.

Член совета по попечительству Петр Родионов заявил «Известиям», что такой алгоритм подстрахует врача от ошибок в подборе терапии, компенсирует отсутствие необходимых знаний и уменьшит страх перед назначением наркотических анальгетиков. По мнению Петра Родионова, нежелание врачей работать с наркотическими анальгетиками является одной из ключевых проблем.

— Проведенное нами исследование показало, что врачи по-прежнему считают процедуру выписывания наркотических препаратов сложной, — рассказал Петр Родионов. — Зачастую им не хватает знаний в области диагностики и лечения болевого синдрома. Не последнюю роль играет то, что в представлении врача любое, даже незначительное нарушение правил работы с такими препаратами может закончиться уголовным преследованием. Поэтому врачи не хотят брать на себя ответственность, иногда даже пытаются отговорить от приема наркотических анальгетиков, — сказал Петр Родионов.

Как сообщил член совета, статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Константин Добрынин, группа сенаторов совместно с ФПА, фондом помощи хосписам «Вера» и фондом «Подари жизнь» разработали законопроект. В соответствии с ним врачи, совершившие нарушения при работе с наркосодержащими препаратами, будут привлекаться не к уголовной, а к административной ответственности. При условии, что оно совершено впервые и у врача не было корыстного мотива. Документ предполагает внесение изменений в ч.1 ст.228.2 УК и создание отдельной статьи в Административном кодексе. После обсуждения с правоохранительными ведомствами его внесут в Госдуму.

— Когда я высказал свое предложение, Ольга Юрьевна (Голодец. — «Известия») поняла проблему, очень эмоционально всё это восприняла и дала поручение коллегам из МВД и Минюста проработать совместно с нами этот вопрос и принять решение, — рассказал Константин Добрынин «Известиям». — Я считаю, что они должны подумать о людях в первую очередь, а не о своих ведомственных интересах.

По словам учредителя фонда помощи хосписам «Вера», члена совета по попечительству Нюты Федермессер, достаточно одного случая, когда врача привлекли к уголовной ответственности, чтобы во всем регионе снизилось назначение опиатов.

— С 2010 по 2015 год было возбуждено 153 уголовных дела в отношении медицинских и фармацевтических работников, не все из них, к счастью, закончились тюремным сроком. Но тем не менее это привело к тому, что в медицинском сообществе существует огромный страх и нежелание связываться с назначением сильнодействующих обезболивающих. И важно, что один врач, которого таскают по судам, — это впоследствии целая клиника, где не будут обезболивать пациентов, — сказала Нюта Федермессер. — Поэтому мы ждем, что МВД, Минюст и Минздрав прислушаются к нам, и пункт «дорожной карты» о декриминализации части 1 статьи 228.2 УК будет как можно скорее исполнен. Сейчас врачи привлекаются даже за незначительные нарушения. Например, за утрату препарата, даже когда это никому не повредило, не ушло на нелегальный рынок и т.д. 

Константин Добрынин подтверждает, что сейчас врач зачастую оценивает не только состояние пациента, но и юридическую квалификацию своих действий.

— И когда он оценивает юридические риски, то часто выбирает свою личную историю, а не помощь пациенту. А те немногие, кто пытается помогать с обезболиванием, могут быть подвергнуты мерам уголовного преследования. Наш законопроект — тот самый случай, когда административная преюдиция как раз уместна. В отличие от нашумевшего законопроекта о семейных побоях, — пояснил юрист.

Как писали «Известия», в июле прошлого года правительство приняло «дорожную карту» по повышению доступности обезболивающих в медицинских целях.

По данным Росздравнадзора, количество пациентов, получивших необходимое им обезболивание, за 2016 год выросло на 46%, а число аптек и медицинских организаций, отпускающих наркотические препараты, увеличилось на 36%. В то же время эксперты отмечают, что адекватное обезболивание получает лишь небольшая часть от общего числа нуждающихся в нем пациентов.

Читайте также
Прямой эфир