Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Запорожье военные силой затащили мужчину в автобус
Армия
Артрасчет младшего лейтенанта Сыполова разбил атакующую группу ВСУ
Недвижимость
Эксперт спрогнозировала рост цен на жилье в новостройках Москвы
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ликвидации командующего «береговым сектором» «Хезболлы»
Общество
Задержан подозреваемый в убийстве юмориста Геворкяна в Сочи
Общество
Суд оставил иск мужа блогера Лерчек без движения
Общество
Возбуждено дело по факту инцидента в фитнес-клубе Москвы, где едва не утонул ребенок
Общество
Уровень воды в реке Урал у Оренбурга опустился до 1128 см
Общество
Медик закрыл собой раненых солдат от удара дрона ВСУ и спас пятерых бойцов
Политика
В Госдуме оценили просьбу Шольца к Си Цзиньпину не помогать России
Армия
ВС РФ обеспечили безопасность ротации миссии МАГАТЭ на ЗАЭС
Общество
Пассажирка рассказала о «взрыве под ногами» перед экстренной посадкой в Пулково
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 774 см
Мир
Постпред РФ заявил о решении МАГАТЭ отозвать специалистов с иранских объектов
Авто
Exeed анонсировала гибридный кроссовер EX с запасом хода 1,3 тыс. км
Мир
Международный аэропорт Дубая отменил 45 рейсов из-за ливней

Инвестируем в жизнь

Инвестиционное страхование жизни, которое давно стало популярным в Европе и США, с каждым годом все более востребовано и у россиян
0
Инвестируем в жизнь
Фото: GettyImages
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Этот финансовый продукт представляет собой уникальное сочетание страховых и инвестиционных характеристик, позволяющих людям сохранить финансовую стабильность и преумножить капитал в будущем.


По подсчетам Ассоциа­ции страховщиков жизни (АСЖ), по итогам 2016 года рынок страхования жиз­ни продемонстрировал рост (премий) на 68%. При этом ключевым драйвером роста второй год подряд является именно сегмент инвестици­онного страхования жизни (ИСЖ). Программы ИСЖ на­бирают популярность среди россиян, и, по оценкам экс­пертов, бурное развитие сег­мента замедлится, скорее всего, только в следующем году и перейдет в стадию стабильного роста, но точно не снижения.

На положительные тенден­ции на рынке ИСЖ действует сразу несколько факторов. Во-первых, ИСЖ как продукт об­ладают массой уникальных преимуществ, которых нет ни у стандартного банковского де­позита, ни у более доходных и высокорисковых инвестицион­ных инструментов. Это и юри­дическая защита, и налоговые льготы, и гибкие права насле­дования вложенного капитала, и привлекательная доходность. Поэтому ИСЖ представляют, пожалуй, один из наиболее вы­годных вариантов финансового вложения на сегодняшний день. В то время как в течение всего 2016 года ставки по вкладам не­уклонно снижались, инвестици­онная привлекательность дан­ного инструмента росла. При­чин этому много: снижение доходности классических депо­зитных программ, рост интере­са к более интересным с точки зрения инвестиций продуктам. К тому же не каждый участник банковского рынка готов пре­доставить продукт на 3–5 лет с высокой потенциальной доход­ностью и гарантией возврата средств.


Все опрошенные крупные игроки рынка отмечают яв­ный интерес россиян к ИСЖ и рост числа проданных полисов. «В течение 2016 года мы наблю­дали повышенный спрос на про­дукты ИСЖ на фоне снижения ставок по банковским вкла­дам, — рассказывает Алексей Салащенко, руководитель ин­вестиционного блока компа­нии «Росгосстрах-Жизнь». — Он объясняется наличием у граждан достаточных средств и желания инвестировать в ак­тивы на отечественном финан­совом рынке и формировать страховые накопления, а так­же повышением общей финан­совой грамотности населения». «Интерес к программам ИСЖ уверенно рос на протяжении всего 2016 года», — соглашается Владимир Черников, генераль­ный директор «Ингосстрах-Жизнь». Так, для понимания: только в «Росгосстрах-Жизнь» в 2015 году было заключено около 14 тыс. договоров по дан­ным продуктам, а в течение 2016 года эта цифра уже превы­сила показатель в 61 тыс. дого­воров. В связи с ростом спроса на ИСЖ и сами страховщики ак­тивно предлагают свои линейки продуктов по страхованию жиз­ни, разрабатывая исходя из за­просов и потребностей кли­ентов различных социальных групп все новые программы. Сегодня с помощью ИСЖ мож­но инвестировать в различных валютах и на разные сроки, вы­бирать оригинальные и универ­сальные стратегии. Для каждо­го клиента, перед которым сто­ит вопрос сбережения, инвести­рования или диверсификации своего портфеля, есть готовые финансовые решения. Есть про­дукты и для тех, кто не желает разбираться в нюансах, следить за изменением котировок ком­паний и курсов валют. Многие страховщики для таких инве­сторов предлагают так называ­емые универсальные «коробоч­ные» программы ИСЖ.

ЧТО ЗА ИСЖ

Инвестиционное страхование жизни — финансовый продукт, с помощью которого можно за­страховать свою жизнь или жизнь другого человека (напри­мер, детей, супруги, родственни­ка) и помимо страховой защиты получать доходы от инвестиций.

Программы ИСЖ сочетают в себе возможность получить по­тенциально неограниченно вы­сокую доходность и страховую защиту. В России в связи с ря­дом правовых нюансов данный продукт появился не очень дав­но, но уже получил популяр­ность, и она растет. Объективно это понятно — остальные фи­нансовые продукты проигрыва­ют ИСЖ.

Так, банковские депозиты в текущих реалиях предлага­ют не слишком высокую доход­ность, едва компенсирующую инфляцию, и, по сути, являются лишь вариантом сбережения, но не преумножения капитала. Ин­дексные инструменты — ПИФы и ETF — могут обеспечить вы­сокую доходность, но могут и увести вас в убыток. Инвести­ровать самостоятельно в бир­жевые инструменты можно, но для этого надо иметь специаль­ные финансовые познания (как минимум фундаментального и технического анализа) и опыт. ИСЖ же дает инвестору воз­можность получить привлека­тельную доходность при росте рынка и не потерять сбереже­ния, если рынок будет «штор­мить» и он покажет отрицатель­ную динамику. Таким образом, программа ИСЖ — своего рода финансовый гибрид нескольких продуктов — депозитов, бирже­вых инвестиций и накопитель­ного страхования.

ИСЖ работает следующим образом: клиент делает стра­ховой взнос на срок в среднем от 5 до 10 лет. Сумма взноса де­лится на гарантийный и риско­вый фонды. Средства гаран­тийного фонда инвестируются в консервативные финансовые инструменты с фиксированной доходностью, в основном госу­дарственные облигации. Гаран­тийный фонд гарантирует инве­стору защиту капитала, как бы ни складывалась ситуация на рынке. Рисковый фонд зараба­тывает доходность по продук­ту за счет участия в выбранной стратегии.

​​​​​​​

ЦЕЛЕВОЙ КЛИЕНТ

По статистике инвестиционное страхование жизни интересно клиентам с доходом выше сред­него, как мужчинам, так и жен­щинам. Как поделились в компа­нии «Ингосстрах-Жизнь», соот­ношение по общему портфелю примерно такое (статистика по договорам):

– 14% — клиенты моложе 40 лет,

– 47% — клиенты между 40 и 60 годами,

– 39% — клиенты старше 60 лет.

«Конечно, такими продукта­ми пользуются в основном до­статочно обеспеченные люди, так как единовременный взнос по программе составляет не менее 50 тыс. рублей, — гово­рит Надежда Гришина, управ­ляющий продуктом управления личного страхования компа­нии «РЕСО-Гарантия». — Дого­вор обычно заключается на три года. Но на рынке есть уже про­граммы, которые рассчитаны и на пять лет, и на 10 лет. Появ­ление таких долгосрочных про­грамм — свидетельство доверия к ним со стороны потребителя».

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ В МАССЫ

Страхование жизни становится все доступнее, и это тоже одна из важных тенденций рынка. Во-первых, оно просто-напро­сто становится дешевле. «Сни­жается средний чек — продук­ты становятся более доступны­ми, — говорит Владимир Черни­ков. — Для ориентира: сейчас средний чек по общему портфе­лю составляет 1 млн рублей».


Во-вторых, растет число ком­паний, предлагающих ИСЖ. Се­годня более 15 страховщиков в своих линейках имеют програм­мы инвестиционного страхова­ния жизни, и их становится все больше. «Среди ключевых тен­денций необходимо отметить, что на рынок инвестиционного страхования жизни продолжают выходить новые страховые ком­пании, которые пропустили пер­воначальный этап роста данного сегмента и пока не имеют долж­ного опыта в этом виде страхо­вания», — говорит Алексей Сла­щенко. Правда, пока, по его сло­вам, условия по их продуктам несколько хуже, чем у лидеров рынка. Но, как говорится, ситу­ация может поменяться со вре­менем. Кроме того, несмотря на то что основных игроков на рын­ке ИСЖ не так много, конкурен­ция за клиента в сегменте оже­сточается. Это связано с боль­шой ролью банков как партнер­ского канала. С одним и тем же банком могут работать сразу не­сколько страховщиков, конкури­руя за клиентов этой кредитной организации. По словам Надеж­ды Гришиной, имеет место быть не только ценовая конкуренция. «Поскольку финансовые инстру­менты у всех примерно одинако­вые, то программы конкурируют за счет количества включенных рисков, и, конечно, играет боль­шую роль репутация самой ком­пании, ее имя, — поясняет экс­перт. — В некоторых програм­мах разные ограничения по воз­расту застрахованных, где-то есть андеррайтинг при крупных суммах, где-то возможность вы­бора валюты».

В-третьих, различных про­грамм ИСЖ на рынке стано­вится все больше. «Повышает­ся разнообразие продуктовой линейки с целью удовлетворе­ния спроса клиентов на продук­ты с регулярной выплатой до­хода», — рассказывает Влади­мир Черников. «Как и всякий финансовый продукт, ИСЖ ме­няется, — продолжает Надеж­да Гришина. — В новые про­граммы добавляются риско­вые составляющие. Если в пер­вые такие программы входил, как правило, только риск смер­ти, то теперь многие добавля­ют критические заболевания, освобождение от регулярных уплат страховых взносов при потере трудоспособности, полу­чение телесных повреждений». «В 2016 году были запущены но­вые продукты, ориентирован­ные на купонные выплаты, — приводит пример из практики Алексей Слащенко. — Это связа­но с тем, что некоторые клиен­ты, имеющие сбережения в ва­люте, не хотят довольствовать­ся ставками по еврооблигациям, которые сильно упали, и готовы инвестировать в направления с большим уровнем риска. При этом они хотят иметь проме­жуточные выплаты, а не ждать 3–5 лет до окончания договора. В рамках такого продукта кли­ент получает условный купон с более высокой доходностью, чем по облигациям, но только в случае, если выбранные им ак­тивы не падают ниже опреде­ленного уровня. В противном случае он получает назад перво­начальную сумму инвестиций».

И наконец, страховщики от­мечают заметный рост финан­совой грамотности россиян, что стимулирует их интерес к новым программам инвести­ционного страхования. Росси­яне стали лучше разбираться в предложениях страховщиков и осваивать инновационные ин­струменты помимо классиче­ского кредитования. Да и ка­чество маркетинговых мате­риалов по страховым продук­там повышается. «Информация представляется в более понят­ном виде, соответственно ИСЖ для клиентов теперь выглядит как прозрачный и понятный финансовый продукт, сочетаю­щий в себе страхование, инве­стиции, надежную защиту ка­питала», — поясняет Владимир Черников.


БУДУЩЕЕ РЫНКА

По оценке Владимира Черни­кова, скоро произойдет замед­ление роста сегмента ИСЖ за счет насыщения этого рын­ка. При этом продуктовая ли­нейка, представленная в бан­ках, будет развиваться, расши­ряться и совершенствоваться. К тому же в экономических ус­ловиях, когда доходы банков от прямой деятельности сни­жаются, они все больше заин­тересованы в комиссионном доходе, который получают за продажи продуктов страховых компаний.

Перспективы развития рын­ка остаются положительными. «По разным оценкам, сейчас объем заключенных договоров ИСЖ составляет около 5–7% от объема депозитов физических лиц, — говорит Алексей Сла­щенко. — Таким образом, ры­нок имеет возможность выра­сти в несколько раз в случае, если клиенты будут довольны доходностью своих договоров и начнут переносить большую долю средств с депозитов в ИСЖ, а также советовать этот вид сбережений своим пар­тнерам, коллегам и близким». «Начиная с 2018 года я прогно­зирую ежегодный прирост на уровне 15%», — утверждает Владимир Черников.

По мнению опрошенных экс­пертов, можно выделить не­сколько факторов, влияющих на дальнейшее развитие ИСЖ. Во-первых, с 2017 года дей­ствующие договоры ИСЖ нач­нут показывать свою доход­ность, и то, насколько оправ­даются ожидания первых клиентов относительно инве­стиционного дохода, окажет влияние на их готовность за­ключать новые договоры ИСЖ, а также на их рекомендации своим коллегам, друзьям и зна­комым.

Во-вторых, клиентская цен­ность ИСЖ во многом опреде­ляется имеющимися на рынке финансовыми инструментами. Не будет подходящих инстру­ментов — не будет интересной потенциальной доходности.

В-третьих, продажи ИСЖ в основном реализуются через банковский канал, и существу­ют договоренности между бан­ком и страховой компанией о размере комиссионного возна­граждения от продажи страхо­вых продуктов. Для дальней­шего гармоничного развития рынка уровень этого возна­граждения может начать сни­жаться для предложения кли­ентам продуктов, удовлетворя­ющих их потребностям (в том числе более недорогих).

«Дальнейшим ключевым двигателем роста может стать такой известный в мире про­дукт, как Unit-linked, но толь­ко в том случае, если будут приняты все необходимые за­конодательные поправки для вывода его на российский ры­нок», — продолжает Владимир Черников. Это программа, ко­торая позволяет получить мак­симально возможный инвести­ционный доход, но в результа­те увеличивается риск кли­ента-страхователя, так как отсутствуют гарантии возвра­та вложенных средств. Поэто­му такой финансовый инстру­мент для инвестирования мо­жет быть интересен тем, кто готов рискнуть. «Последние не­сколько лет обсуждается воз­можность запустить в нашей стране подобный продукт, кото­рый сможет выступать как до­полнение к более консерватив­ным инструментам инвестиро­вания (в том числе и классиче­скому ИСЖ со 100-процентной защитой капитала)», — отмеча­ет эксперт.

Прямой эфир