Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Рынок на подогреве

Обозреватель Виктор Литовкин — о том, почему в последние годы в мире продолжается рост продаж оружия
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Наверное, это случайность. А может быть, и нет. Но публикация доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ) — одного из самых авторитетных, объективных и политически не ангажированных научных учреждений Европы — о ситуации на рынке вооружений совпала с открытием в Объединенных Арабских Эмиратах крупнейшей на Ближнем Востоке международной выставки вооружений и боевой техники IDEX 2017. И все, что проанализировали, о чем рассказали шведские ученые, наглядно демонстрировалось в столице ОАЭ Абу-Даби. Что-то в их анализе было очевидным, а что-то заставило задуматься. В том числе и то, почему в последние годы продолжается непрерывный рост продаж и закупок оружия. И в первую очередь именно на Ближнем Востоке и в Азии.

Постараемся ответить на эти вопросы. А пока об очевидном.

СИПРИ сообщает, что с 2012 по 2016 год — время, выбранное для анализа, — произошел стремительный рост поставок вооружений. На 8,4%. Что не только больше, чем за предыдущие пять лет, но и является самым большим приростом с 1990 года. Причем львиную долю рынка оружия — 56% — занимали и занимают две страны — США и Россия. Вашингтон возглавляет пятерку глобальных экспортеров вооружений, ему принадлежит 33% от общего рынка, у Москвы — 23%. На третьем месте Китай с долей в 6,2%, потом идут Франция (6%) и Германия (5,6%). США поставляют оружие в 100 стран мира, Россия — в 50. Крупнейшие покупатели стреляющей продукции Соединенных Штатов — Саудовская Аравия, ОАЭ и Турция (почему-то не упоминается Израиль). А у России основные потребители вооружений — Индия, на которую приходится до 40% поставок, Вьетнам, Китай и, добавлю от себя, Алжир, Ирак и Венесуэла.

Бросается в глаза, что Пекин одновременно и крупнейший покупатель вооружений (в основном российских), и крупнейший их поставщик. В первую очередь в страны Центральной и Южной Африки, Пакистан и Юго-Восточную Азию. Объясняется это тем, что Китай приобретает для своей армии сложную высокотехнологичную продукцию, в том числе и для копирования ее в своих КБ и на предприятиях ОПК, а продает вооружение попроще, созданное еще по советским образцам в 70–80-е  годы прошлого века. В этом нет ничего удивительного — не все страны, даже обладающие неплохими финансовыми возможностями, могут приобрести самое современное вооружение, так как из-за невысокой квалификации военных кадров его некому использовать. Да и, собственно говоря, технический и технологический уровень вероятного противника тоже не требует наличия в строю дорогой и сложной в использовании боевой техники. Этой нишей активно и пользуется Китай, занимающий сегодня третью строчку среди мировых поставщиков вооружений.

Конечно, лидерство на рынке вооружений Соединенных Штатов — что в период 2012–2016-х, что в предыдущие годы, что сегодня — непререкаемо. Причин много. Это и уровень развития американского ВПК, и огромное политико-силовое давление, которое оказывает Вашингтон на большинство стран мира. Например, члены НАТО, куда США вносят 75% бюджета, часто просто вынуждены покупать оружие с клеймом Made in USA из-за сильнейшего лоббирования американскими политиками и генералами интересов своего военно-промышленного комплекса. Как, впрочем, это вынужден делать и Израиль, получая ежегодно из США кредит на $3–4 млрд исключительно на закупку американской боевой техники. Да и информационно-пропагандистская кампания о «российской военной агрессии», призванная посеять нешуточный страх у европейского обывателя перед экспансией «вежливых людей», служит в том числе тоже этой цели — продвижению на Старый континент американского оружия. Оно уже здесь — в Болгарии, Румынии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии... В странах Балтии еще недавно был только один танк «на троих», на учениях его перевозили в трейлере из одного государства в другое. Теперь там почти сотня американских «Абрамсов». Корпорации «Дженерал моторс», «Крайслер» и «Форд» потирают руки — Европа заплатит за свои страхи! 

Но это, конечно, не единственный и не основной прием продвижения на мировые рынки боевой техники. Главный, как все понимают, — это война, вооруженные конфликты, «цветные революции»... Рынок всегда должен быть в подогреве. Подсчитайте, сколько подобных событий произошло в 2012–2016 годах и где так или иначе были замешаны США — Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия, Тунис, Египет, незатихающий израильско-палестинский конфликт, война на востоке Украины... Кто-то скажет, мол, американцы там не воюют, но вспомните, кто помог раскрутить майдан, кто выступал с его трибуны, кормил печеньками майданутых, хвастал, что государственный переворот стоил Вашингтону $5 млрд, кто постоянно будирует в конгрессе вопрос об отправке Киеву летального оружия... Вот-вот. А для кого-то они всегда ни при чем. И рост поставок оружия за последние пять лет на 8,4%, признает это кто-то или нет, связан именно с такими конфликтными процессами.

Меня могут упрекнуть в необъективности. Мол, Россия тоже пользуется нестабильностью в тех или иных регионах мира и тоже зарабатывает на поставках оружия. Абсолютно правильно. Пользуемся. Но мы не создаем этой нестабильности ради продвижения своей продукции на мировые рынки. Не поставляем оружие и боевую технику в горячие точки, что, кстати, запрещено Организацией Объединенных Наций. И, обратите внимание, кто наши главные импортеры — Индия, которая прилагает массу усилий для решения пограничных с Пакистаном проблем; Китай, который ни на кого не нападает и никого не провоцирует, защищая свои национальные интересы; Вьетнам, переживший американскую оккупацию и войну с Вашингтоном; Венесуэла, которая пытается защититься от силового давления США. Могу назвать и другие страны, которые покупают нашу боевую технику и вооружение для защиты своих национальных интересов. И часто, сами знаете, от кого.

А еще они приобретают наше оружие потому, что мы не ставим перед покупателями никаких политических ультиматумов. Потому, что наше оружие безотказно, эффективно и не сложнее в обслуживании, чем автомат Калашникова. А еще потому, что мы не просто продаем тем или иным странам свою боевую технику — мы помогаем ОПК этой страны освоить ее производство. Самый яркий пример — Индия. Она делает ставку на производство иностранного оружия у себя — по принципу Make in India. И собирает на своих заводах наши танки Т-90С, истребители Су-30МКИ, противокорабельные ракеты «БраМос», осваивает наши атомные субмарины проекта 971 «Щука-Б», создает вместе с ОКБ «Сухого» истребитель пятого поколения. Кстати, ни одна другая страна не передает Индии свои наработки в оборонном производстве. Только Россия.

Все это стоит держать в уме, когда мы читаем сообщения СИПРИ о ситуации на сильно подогретом рынке вооружений и когда слышим о новых крупных оружейных контрактах, подписанных в эти дни в Абу-Даби на IDEX 2017.    


Автор — военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке

Прямой эфир