Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Армия
Шойгу отстранил Иванова от должности замминистра обороны
Мир
В Белом доме заявили о продолжении поставок Киеву тактических ракет ATACMS
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Общество
Родители избитых детей в детсаду будут добиваться увольнения воспитателя
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Культура
Утерянную незаконченную работу Климта продали на аукционе в Вене за €30 млн
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

Бездонный колодец абстракции

Экспозиция Эдуарда Штейнберга демонстрирует народные корни его творчества
0
Бездонный колодец абстракции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский музей современного искусства (MMOMA) представил крупнейшее собрание рисунков, коллажей и гуашей Эдуарда Штейнберга. Ретроспектива «Если в колодце живет вода…» охватывает все периоды творчества художника — начиная с пейзажей 1960 годов и заканчивая геометрическими абстракциями 2000-х. Но при всем многообразии стилей и жанров в работах просматривается сквозная тема: русская деревня.

Детство и юность Эдуард Штейнберг провел в Тарусе. С реалистических изображений сельских окрестностей и начался его путь в искусстве. В серии фломастерных рисунков 1966 года запечатлены конкретные места, которые вместе образуют архетипический портрет русской деревни.

Бездонный колодец абстракции

Стремление к обобщению, вычленению главного, «дистилляция» образа — те качества, что привели художника к абстракции и супрематизму. Однако постоянный диалог с авангардной традицией у Штейнберга шел в контрапункте с размышлениями о корнях и природе. На гуаши 1997 года «Таруса» коричневый квадрат (окно? сруб колодца?) вмещает узнаваемые элементы: топор, месяц, пенек. Но конкретика заменена лаконизмом геометрии, и вот уже трава и деревья оборачиваются сплошным зеленым фоном, а черный прямоугольник символизирует ночь.

Развивая формотворческие эксперименты Малевича, собиравшего из треугольников и трапеций фигуры косарей и жнецов, Штейнберг обогащает деревенскую тему идеями, нетипичным для авангарда 1920-х. На первый план у него выходит вера. Героиня гуаши «Фиса Зайцева» (1985–1987) держит в руках деревянное распятие, а в работе «Фиса из г. Семенова» (1988) фон образуют два перекрещенных черных прямоугольника. Вместо лица женщины — безликий овал, но характерный наклон головы ассоциируется с ликом Богородицы.

Религиозные метафоры появляются у Штейнберга еще в конце 1960-х. К этому времени относится экспрессивно-лаконичный набросок распятой на кресте птицы. А еще художник укладывает крылатый силуэт в гроб («Мертвая птица», 1966), помещает на свое изображение («Автопортрет с птицей», 1960-е)… Птицы — еще один, наряду с крестом, лейтмотив его творчества.

Бездонный колодец абстракции​​​​​​​

Помимо пернатых, «моделями» для художника становятся рыбы, камни, раковины: Штейнберг создает из них «метафизические натюрморты», раскладывая в безликом, словно безвоздушном пространстве. Даже в поздних композициях среди абстрактных форм вдруг оказывается рыба или ворона, а на однотонном фоне «вырастает» крохотный, будто игрушечный деревенский домик рядом с огромным крестом («Евразия», 2002).

Экспозиция разместилась на двух этажах музея. Внизу — фигуративные работы и абстракции советских времен, наверху — поздние рисунки и коллажи. Всего — более 80 экспонатов. По просмотру всех становится по-настоящему ясно поэтичное название выставки, взятое из текста самого художника.

«Колодец для деревни — особое место, — пишет Штейнберг в мемуарах. — Смотришь вниз, в землю. За глубиной — вода. Колодец — тоже дом. И если в колодце живет вода, значит, возможно воскресение...»

Прямой эфир