Центробанк собрал букет замечаний
Инициатива Минфина и Банка России по передаче санации проблемных банков от Агентства по страхованию вкладов (АСВ) непосредственно регулятору несет ряд коррупциогенных рисков, считают в Институте государства и права (ИГП). Новый механизм санации имеет ряд пробелов, сама схема непрозрачна и никто не сможет проконтролировать санации, рассказала «Известиям» профессор ИГП Лариса Санникова. В Центробанке говорят, что готовы учесть замечания профессионального сообщества.
Ученые-юристы обнаружили риски в разработанном Минфином совместно с Центробанком законопроекте о фонде консолидации банковского сектора, который передаст полномочия по санации банков от АСВ самому регулятору. По словам юристов, сроки санации в документе не установлены, процедура выбора санаторов непрозрачна. Кроме того, в проекте нормативного акта отсутствуют правила проведения конкурсного производства и продажи уже здоровых банков. Законопроект пока опубликован для экспертного обсуждения и, как ожидается, будет внесен в Госдуму в марте.
— Весь букет тех факторов, которые относятся к коррупциогенным, присутствует в этом законопроекте, — говорит ведущий научный сотрудник сектора финансового и банковского права, доктор юридических наук, профессор Института государства и права Лариса Санникова. По ее мнению, этот проект нормативного акта, «который так существенно влияет на экономическую сферу, экономически не обоснован».
При этом широта полномочий, которые ЦБ может получить в случае принятия законопроекта, безгранична, подчеркивает Лариса Санникова. Именно этот момент вызывает больше всего вопросов со стороны юристов. Профессор ИГП отмечает, что из текста документа следует, что Банк России в части оздоровления кредитных организаций «будет контролировать сам себя».
Она заключает, что спешка с принятием законопроекта о создании фонда консолидации банковского сектора чревата различными «огрехами» в ходе оздоровления кредитных организаций.
В Центробанке «Известиям» заявили, что готовы рассматривать предложения профсообщества, а также результаты экспертизы на коррупциогенность после внесения законопроекта в Госдуму.
Банк России озаботился реформой механизма санации летом прошлого года. Причина — высокие издержки на оздоровление банков при недостаточной эффективности. Для решения этой проблемы ЦБ хочет забрать себе полномочия по санации от АСВ и создать специальный фонд консолидации, который будет собирать проблемные банки и капитализировать их напрямую из ЦБ. После санации ЦБ намерен продавать банки рынку, причем даже себе в убыток. АСВ из данной схемы полностью исключается, хотя юридически за агентством сохранятся права на проведение санаций.
В Минфине оценивают, что новый механизм позволит сократить текущие расходы на оздоровление банков на 30%.
Сама идея того, что называется банк плохих активов (bad bank), присутствует практически во всех развитых государствах, в частности в США, напоминает заведующий кафедрой фондовых рынков Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте (РАНХиГС), экс-зампред ЦБ РФ Константин Корищенко. При этом в российской схеме есть свои нюансы, уверен он.
— Если в других странах банк плохих долгов брал на себя проблемные активы уже по факту проблем, то, по задумке ЦБ, у нас это будет происходить на предбанкротном этапе, заранее, — объясняет он. — Кроме того, из ЦБ в 2013 году уже сделали мегарегулятора, поэтому создание подконтрольного ЦБ фонда консолидации банковского сектора — мера, логично следующая из концепции мегарегулятора. В этом случае основной вопрос — это вопрос условий продажи проблемного банка.
Помимо рисков новый механизм санации имеет очевидные плюсы, говорят юристы. В частности, предложенная Центробанком схема может решить проблему зависимости санируемых банков от финансового состояния организаций-санаторов, уверен старший юрист компании BGP Litigation Антон Помазан.
— Наделение ЦБ новыми полномочиями позволит эффективнее расходовать и контролировать государственные средства, направленные на санацию проблемных банков, — уверен Антон Помазан.
По словам экспертов, желание ЦБ взять под свой контроль оздоровление проблемных банков вполне объяснимо. Санаторы сегодня зачастую берут под свою опеку предбанкротные кредитные организации исключительно с целью получения денег от государства. Таким образом инвесторы решают собственные проблемы, но не спасают «утопающих».