Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Дьявол в мелочах

Общественный деятель Ирина Киркора — о том, чем шлепки отличаются от побоев
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Государственная дума приняла в третьем чтении законопроект, отменяющий особые условия наказания за побои со стороны близких родственников. На сегодняшнем заседании документ поддержали 380 депутатов и только трое выступили против.

В ряде СМИ этот документ уже получил неофициальное название «закон о шлепках». Но, как говорится, дьявол в мелочах. Разве шлепки и побои — это одно и то же? 

Есть точные критерии, определяющие побои: «поверхностные повреждения, в том числе ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности».

А вот такие действия, как пощечина, оплеуха, отталкивание и прочее, если они не были совершены с приложением значительной физической силы с целью причинить физическую боль и не оставили поверхностных повреждений на теле, не могут быть квалифицированы как побои или иные насильственные действия. А значит, за всё это и раньше уголовное дело не заводили. Один нанесенный удар — тот самый шлепок — побоями считаться не будет. Побоями называют только неоднократные удары.

Вызывают сомнения и утверждения, что сейчас, если один из супругов пожаловался на насилие со стороны другого, примириться им уже невозможно, а полицейские возбуждают уголовное дело по пока действующей 116-й статье с необычайной легкостью. Уголовное дело возбуждается по заявлению потерпевшего, и возможность примирения в судебном процессе никуда не делась. В суде и ранее было непросто доказать причинно-следственную связь побоев и непосредственного вреда здоровью. Для этого всегда были нужны медицинские документы, подтверждающие эти побои.

В административном производстве процедуры расследования практически нет. Потерпевшему необходимо самому собрать доказательства, которые будет рассматривать мировой суд. 

Наказание за административное правонарушение предусматривает штраф от 5 до 30 тыс. рублей, от 60 до 120 часов обязательных работ или арест на срок от 10 до 15 суток. Повторное преступление будет караться, согласно статье 116 УК РФ, одной из следующих мер: до 360 часов обязательных работ, до одного года исправительных или до двух лет принудительных работ, до шести месяцев ареста либо до двух лет ограничения или лишения свободы.

Если обратиться к истории вопроса, побои решили выводить из УК РФ в 2015 году по инициативе Верховного суда России. Вячеслав Лебедев, председатель ВС РФ, считает, что «человека останавливает не то, что он станет уголовником, а осознание того, что совершенное им неправильно, неправомерно. Это даст человеку возможность более серьезно относиться к своим действиям, потому что повторение преступления в будущем повлечет уже уголовную ответственность».

Но это несколько отличается от реальности, которую ежедневно наблюдают юристы, психологи и сотрудники кризисных центров.

Психологи четко говорят: склонному к домашнему насилию человеку намного сложнее нанести побои случайному прохожему, чем кому-нибудь из своих близких. Первое, как правило, происходит на глазах у многочисленных свидетелей. С родственниками же домашний тиран практически не ограничен в «методах общения», а жертва — доверяет близкому человеку и не защищена от его желания «махать кулаками». И как же нужно бить, чтобы близкий человек был готов заявить о насилии...

Когда я слышу мнения о том, что уголовная ответственность за побои членов семьи «нарушает традиционные семейные ценности», мне хочется спросить, как насилие в семье может считаться «традиционной ценностью»?

Автор — директор авторского центра «Мир семьи», член СПЧ

Противоположное мнение: Декриминализация во благо


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир