Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Белоруссия предложила поднять цены на транспортировку российской нефти
Мир
В Норвегии произошла утечка газа на заводе компании Equinor
Армия
Военный эксперт назвал последствие для Киева от потери корабля «Юрий Олефиренко»
Мир
Индонезия намерена повысить сбор за визу по прибытии
Мир
Лавров предупредил о последствиях атаки беспилотников на Москву
Мир
Берлин решил отозвать разрешение на деятельность четырех из пяти генконсульств РФ в ФРГ
Мир
Лавров посоветовал послу США в ЮАР знать свое место и не лезть в чужие дела
Происшествия
Пожар произошел в здании отеля Four Seasons в центре Москвы
Политика
Политолог заявил об уходе Польши от демократических принципов
Экономика
Нефть марки Brent подешевела до $72 за баррель впервые с 4 мая
Здоровье
Врач назвала вредные для печени продукты
Мир
ОАЭ вышли из возглавляемых США Объединенных морских сил

Общественная палата проверит закон о коллекторах

Активисты займутся мониторингом законов, вступивших в силу в этом году
0
Общественная палата проверит закон о коллекторах
Фото: Getty Images/Paul Bradbury
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

У Общественной палаты (ОП) РФ появится новое направление работы, теперь она не только будет проводить нулевое чтение законопроектов, но и следить за тем, как реализуется уже вступивший в силу закон. Об этом «Известиям» сообщил глава ОП Александр Бречалов. В первую очередь общественники проверят действие закона о коллекторской деятельности, закона о территориях опережающего развития и федеральную программу по переселению из аварийного жилья, которая должна завершиться в этом году. Итоги мониторинга ОП намерена направлять в Генеральную прокуратуру, Счетную палату, Госдуму, а в случае серьезных нарушений — президенту. Эксперты инициативу поддерживают, однако указывают, что деятельность ОП в этом направлении пересекается с работой Госдумы и может, по сути, оказаться избыточной.

Следить за исполнением вступивших в силу законов в первую очередь будут региональные общественные палаты, заявил «Известиям» Александр Бречалов. К этой работе планируется привлечь экспертное сообщество, юристов, а также институты гражданского общества. Кроме того, ОП откроет «горячие линии».

— У нас выстроены коммуникации с гражданами. В нашей базе более 23 тыс. НКО. Нам есть у кого спросить о выполнении законов на местах. По этим каналам уже начали работать, по некоторым сюжетам будем выезжать с камерами. Если что-то вопиющее — обращаться в Генпрокуратуру, Счетную палату, а в некоторых случаях даже к президенту. Мы взаимодействуем также с главами регионов, заксобраниями, с партиями на федеральном и региональных уровнях, — заявил Бречалов.

Общественники уже приступили к мониторингу законов о коллекторской деятельности и территориях опережающего развития (ТОР), а также программы по переселению из аварийного жилья.

Александр Бречалов напомнил, что, когда принимался закон о территориях опережающего развития, члены ОП РФ подготовили рекомендации и поправки, однако не все из них были приняты во внимание законодателями.

— Хотя мы хорошо поработали с Минвостокразвития, но уже тогда определили, что через полтора года надо посмотреть, как закон работает, — отметил секретарь ОП.

Что касается законопроекта о коллекторах, то его принятие Общественная палата в целом поддержала, указав, правда, на то, что он нуждается в существенной доработке. Тогда одним из недостатков законопроекта общественники сочли дисбаланс интересов должника и кредитора при выборе способов взаимодействия. Это может создавать предпосылки для ухода коллекторских агентств в теневой бизнес. Также, полагают в ОП, в законопроекте не был заложен механизм соблюдения установленных правил. Например, без проведения оперативно-разыскных мероприятий физическому лицу будет сложно доказать, что представитель кредитора звонил должнику после 22 часов, встречался с должником больше одного раза в неделю, указывал в разговоре на размер долга или угрожал.

— Мониторинг должен выявить эффективность механизмов, заложенных в изменениях законодателем, — пояснили в пресс-центре Общественной палаты. — Если он покажет, что новые правила деятельности коллекторов нарушаются, есть лазейки, некоторые вопросы взаимодействия остались неурегулированными и качество взаимоотношений «кредитор–коллектор–должник» не улучшилось, необходимо обратить на это внимание законодателей, указать на конкретные пробелы и предложить способы их устранения.

Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что мониторинг правоприменительной практики необходим, однако Общественная палата должна избежать конкуренции с Государственной думой в этом вопросе.

— Любые формы общественного контроля надо приветствовать, и то, что общественники заинтересовалась тем, как на практике реализуются законы и какие проблемы возникают при их применении, — хорошо. Но на выходе от них должны быть предложения, рекомендации и плотное сотрудничество с Госдумой. Главное, чтобы ОП не пыталась «зарабатывать» на контрпозиционировании с нижней палатой, а, наоборот, они работали в унисон, не ради пиара и саморекламы, а для дела, — говорит Калачев.

На то, что инициатива общественников может быть избыточной, указал и директор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, в Госдуме и так усиливается экспертиза законопроектов, регламентируется их внесение, выдвигаются внятные требования к документам.

— ОП пытается повысить уровень своей политической капитализации, так как в последнее время начинает отходить на второй план в политическом смысле. Палата предлагает такие инициативы, которые в дальнейшем должны вновь сделать ее системно функционирующим политическим государственным органом власти. Ее мотивы ясны, но готова ли Дума встать под контроль ОП? — заметил политолог.

При этом Мухин полагает, что общественный контроль за законами не помешает, особенно когда речь идет об исполнительной вертикали.

— Если эта работа будет поставлена на системную основу, то вполне может стать миссией Общественной палаты, — полагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Мониторинг правоприменения может вылиться в критику законодательства, в инициирование законодательных инициатив, что создаст векторные интересы. Мне не кажется это риском, скорее плюсом.

Адвокат Денис Фролов отметил, что единственная правоприменительная практика, которую можно объективно мониторить, — судебная, ввиду публичных судебных актов и наличия единой базы данных.

— Именно суд ставит точку в вопросе правоприменения, а не промежуточные звенья в виде правоохранительных органов или чиновников. Мониторинг несудебной правоприменительной практики ввиду отсутствия единой базы затруднен. Но если ОП сможет заниматься этим, то в профилактических и дисциплинарных целях это очень правильная инициатива, — уверен адвокат.

Прямой эфир