Высокий сезон госдолга
Ставки по долгосрочным облигациям федерального займа (ОФЗ), которые являются основным инструментом размещения госдолга, достигли локального минимума вблизи 8%. Такая ситуация позволяет Минфину занимать практически на самых выгодных в истории условиях, утверждают эксперты. Высокий спрос помогает выполнению беспрецедентной программы по внутренним привлечениям I квартала.
Доходность по многим выпускам ОФЗ к сегодняшнему дню достигла минимума вблизи 8%.
— Во многом это произошло благодаря снижению инфляции, — объясняет начальник департамента по управлению активами с фиксированным доходом УК «КапиталЪ» Ренат Малин. — Совокупность благоприятных условий, среди которых также укрепившийся рубль и подросшая в цене нефть, позволила сделать ставки очень привлекательными для Минфина.
По данным Sberbank CIB, доходность по двухлетним выпускам снизилась до 8,05%, пятилетним — до 7,88%, 15-летним — до 8,31%.
Такое снижение ставок вряд ли будет длиться вечно, что должно мотивировать Минфин занимать активнее, считает младший аналитик Sberbank Investment Research Николай Минко. Эксперт не видит потенциала для снижения ставок сильно ниже 8%.
— Мы ожидаем, что ведомство постарается полностью удовлетворить спрос на бумаги, — прогнозирует он.
Впрочем, несмотря на очень выгодные условия, Минфин не намерен расширять программу заимствований, сообщил «Известиям» директор департамента государственного долга Минфина Константин Вышковский. Необходимость финансирования 2,75-триллионного дефицита бюджета 2017 года вынудила Минфин не только активнее тратить Резервный фонд, но и существенно увеличить программу заимствований. В I квартале ведомство намерено разместить ОФЗ на 400 млрд рублей — это беспрецедентная сумма.
Из этой суммы Минфин уже привлек 83,4 млрд рублей, при этом на всех четырех прошедших аукционах спрос заметно превышал предложение. Обычно такая активность эмитента приводит к ухудшению для него условий заимствования, поскольку высокое предложение по закону рынка снижает цену. Однако в этот раз такого не произошло. Во многом благодаря высокому спросу на российские бумаги как со стороны отечественных банков, так и зарубежных инвесторов.
— Локальные банки активно покупают ОФЗ на фоне притока ликвидности в систему, кроме того, ЦБ ужесточил нормативы краткосрочной ликвидности с января 2017 года, что также увеличило спрос российских кредитных организаций на бумаги Минфина, — объясняет Николай Минко. — Иностранные инвесторы также не остались в стороне, российский рынок госдолга выглядит привлекательно в сравнении с прочими развивающимися рынками.
Очень удачно для Минфина складывается и ситуация на внешнем долговом рынке, что дает надежды на выход на рынок евробондов в ближайшие месяцы.
— Ставки на российском долларовом рынке сейчас находятся вблизи исторических минимумов, — отмечает руководитель дирекции анализа долговых инструментов банка «Уралсиб» Ольга Стерина. — Не исключено размещение суверенных еврооблигаций. В этом году Минфин планирует выход на внешние рынки. Может, это будет чуть позже — весной, время весьма благоприятно.
Ольга Стерина советует Минфину не затягивать с размещением евробондов, ведь ставки могут вырасти из-за ожидаемого повышения базовой ставки Федеральной резервной системы США.
По мнению ряда экспертов, уровень госдолга в России сейчас крайне низок (около 14% ВВП) по сравнению с развитыми странами (например, 106,4% ВВП в США) и может быть увеличен без негативных последствий для бюджета. Сам Минфин консервативно подходит к вопросу возможности увеличения уровня госдолга и неоднократно заявлял, что не видит необходимости в его кратном увеличении.
Внушительные заимствования Минфина несут и риски, прежде всего для корпоративного сектора, говорит заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. Удовлетворив потребность инвесторов на долговые бумаги, Минфин фактически может оставить компании с планами по размещению собственных облигаций без инвесторов. Суверенный долг для них является более надежным, чем корпоративный, поэтому вызывает больше интереса.
— Инвесторов на рынке не так много, особенно после трех раундов «заморозки» пенсионных накоплений, поэтому конкуренция за их деньги высокая, — отмечает эксперт. — С другой стороны, свободные деньги пока есть, они аккумулированы на счетах компаний и в виде профицита ликвидности банковского сектора. Поэтому Минфин сейчас может забрать лишнюю ликвидность.
Планы Минфина занимать больше в 2017 году оправданны, ведь это позволит не так быстро расходовать Резервный фонд, что создает более комфортные условия на денежном рынке, отмечает Александр Абрамов. По его мнению, объем заимствований в ближайшие месяцы будет сильнее всего зависеть от цен на нефть. Если они будут расти, это приведет к росту доходов бюджета и уменьшению потенциального дефицита, что позволит ведомству занимать меньше. Большинство экспертов уверено, что цена на нефть в 2017 году будет на порядок выше прогнозируемой Минфином $40 за баррель. Это снизит давление на бюджет.