Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВМФ России и ВМС Мьянмы начали совместные военные учения «Марумекс-2025»
Мир
США прекратили выпуск пенни из-за устаревания и дороговизны
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и небольшой дождь в Москве 13 ноября
Общество
Почти 7 тыс. транспортных компаний России оказались в стадии ликвидации или банкротства
Армия
Расчеты БПЛА сбросили листовки с призывом к сдаче ВСУ в плен
Мир
В МИД РФ сообщили об отказе итальянского издания публиковать интервью с Лавровым
Мир
Business Insider сообщил о передаче Украине технологии «стены дронов»
Общество
Ученые связали тревожные расстройства с низким уровнем холина в мозге
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили шесть БПЛА ВСУ над регионами России
Происшествия
Шесть человек пострадали в ДТП с автобусом в Амурской области
Мир
Во Франции сообщили об утверждении приостановки пенсионной реформы
Мир
Кабмин Великобритании потребовал отставки главы аппарата Стармера
Мир
Глава минобороны ФРГ Писториус напомнил об обещании немцев не вести войны
Армия
Гвардии лейтенант Куленков руководил штурмом опорника ВСУ
Мир
Россия намерена добиться соглашения о неприменении силы между Грузией и Абхазией
Армия
Военнослужащие расчета ТОС-1А «Солнцепек» уничтожили опорный пункт ВСУ
Происшествия
В Саратове произошел пожар в инфекционной больнице

Брижит Лефевр: «Франция взаимодействует с русскими танцовщиками»

Экс-директор балетной труппы «Гранд-опера» — о конкурсах, телепроекте «Большой балет», новых назначениях и восхищении Нижинским
0
Брижит Лефевр: «Франция взаимодействует с русскими танцовщиками»
Фото: Getty Images/French Select/Bertrand Rindoff Petroff
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Экс-директор балета «Гранд-опера» Брижит Лефевр в последнее время часто приезжает в Россию. Знаменитая француженка была в числе судей популярного телепроекта «Большой балет» и возглавляла жюри Международного конкурса артистов балета «Гран-при Сибири». С Брижит Лефевр встретился корреспондент «Известий» Анастасия Попова.

— «Гран-при Сибири» стал частью IV Международного форума «Балет XXI века», посвященного 125-летию Сергея Прокофьева. Французская тема там прозвучала громко…

— Форум был посвящен французскому периоду творчества Прокофьева. Большинство материалов выставки составили ноты, эскизы и фотографии балетов композитора, созданных в Париже. Это «Сказка про шута», «Блудный сын» и «На Днепре». Я тронута, что в Красноярске проявили внимание к пребыванию Прокофьева во Франции и французской культуре. В Париже также существует интерес к русскому искусству и к балету в частности. Вспомним деятельность Мариуса Петипа в России или «Русские сезоны» Дягилева. Рада, что сегодня Франция продолжает взаимодействие с русскими танцовщиками. Артистически мы очень связаны.

— Почему же тогда французские танцовщики не участвовали в «Гран-при Сибири»?

— Причины — в географии: Сибирь и Франция отдалены друг от друга. Кроме того, наши танцовщики сейчас не могут совмещать работу и учебу с поездками на состязания. С другой стороны, не знаю, когда для участия в конкурсе может быть идеальное время.

— В последнее время вас нередко можно увидеть в жюри балетных состязаний. Вам нравится судить конкурсы?

— Скорее да, чем нет. Для меня это относительно новая деятельность. Когда я руководила балетом «Гранд-опера», на участие в конкурсах времени не оставалось. Иногда по приглашению Юрия Григоровича удавалось приехать на Benois de la danse. Зато после ухода из театра я посетила немало творческих состязаний в Южной Африке, Китае, Корее и, конечно, в России. Мне посчастливилось встретить новых людей, открыть новые таланты. Это обогащающий опыт не только для танцовщиков, но и для жюри. Всегда интересно услышать чужое мнение, даже если оно не сходится с твоим.

— Расскажите о вашем участии в конкурсе «Большой балет».

— Это амбициозный проект. Я счастлива, что русское телевидение оказало внимание классическому балету. Во Франции ничего подобного нет. Согласиться на участие в «Большом балете» было непросто, но я решила, что должна быть храброй, искренней и пропагандировать танец. К тому же мне понравилась система коллективного обсуждения участников — была возможность указать танцовщику на его недостатки и достоинства, что-то посоветовать. 

— На открытии Международного форума Красноярский театр представил балет Прокофьева «Ромео и Джультетта» в постановке Сергея Боброва. Вам понравился спектакль?

— Я нежно люблю «Ромео и Джульетту» и, когда ставила этот балет в «Гранд-опера», смогла заразить своей любовью всех участников премьеры. Музыка Прокофьева невероятно страстная и чувственная. Она идеально отражает драматургию пьесы Шекспира, противостояние враждующих кланов и эмоции героев. Поэтому в балетном искусстве существует так много постановок «Ромео...», от традиционных до авангардных.

Другой вопрос, насколько они соответствуют замыслу автора. Сегодня сложно поставить классический полнометражный балет. Cергею Боброву это удалось. В его хореографии ярко показаны и воинственные эпизоды вражды, и трепет тайных встреч Ромео и Джульетты. Я была покорена и взволнована этой постановкой. Она заставила меня плакать.

— Умение танцовщика создать образ для вас первично?

— Прежде всего я смотрю, как артист себя презентует. Играет роль его внешность, умение вжиться в роль, музыкальность. Ну и техника, конечно, тоже. Важен ансамбль качеств. К сожалению, таких танцовщиков сейчас немного. А ведь влияние больших исполнителей очень важно для развития балета.

— Кто из современных танцовщиков России и Франции оказывает влияние на развитие балета?

— Из французских балерин я бы назвала Сильви Гиллем. Из русских — Светлану Захарову.

— Существует ли сегодня проблема создания новой хореографии, появления ярких имен среди балетмейстеров?

— Эта проблема существовала всегда. Любой хореограф хочет иметь свой стиль. Но, начиная ставить, неизбежно сталкивается с влияниями. В каждую эпоху были мастера, определившие развитие балета как минимум на столетие. В XVIII веке это Новерр. В XIX веке — Петипа. В XX — Баланчин, Бежар и Форсайт. Остальные в большей или меньшей мере следуют за ними.

Вопрос — насколько талантливо это следование. Не всё из того, что создавалось в прошлом столетии и создается сейчас, мне нравится. Я сторонница академического балета — того, что утвердил в России Петипа. Но если не будут рождаться новые спектакли, танец перестанет развиваться. Поэтому, руководя труппой Парижской оперы, я старалась соблюсти баланс между академизмом и авангардом. Репертуар «Гранд-опера» подобен вееру, сотканному из классических, неоклассических и современных постановок.

— Расскажите о вашей сегодняшней деятельности в качестве хореографа.

— После ухода из Парижской оперы у меня возник замысел поставить спектакль о гениальном русском танцовщике Вацлаве Нижинском. В поисках вдохновения я обратилась к его «Дневникам». Эта пронзительная книга много лет завораживала меня. То, что я создала, — не балет, а скорее драматический спектакль. Он длится около часа и львиную долю в нем занимает декламация. Хореография в постановке тоже присутствует, но это как бы танец за кадром. Танцовщик в «Дневниках...» выступает тенью актера.

— Планируете в ближайшее время поставить что-то еще?

— Пока нет. Сейчас я руковожу балетным фестивалем в Канне. У меня много официальных обязанностей — посещение министерства культуры, работа с документами. На творчество почти не остается времени.

— С 1 января к работе приступил новый художественный руководитель балета Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер. Вы работали с ним в «Гранд-опера», когда он еще выступал там в ранге этуали. Как вы восприняли это назначение?

— С большой радостью. Лоран Илер — один из моих любимых танцовщиков. Также он был любимым танцовщиком Рудольфа Нуреева. Ему присущи невероятная сила духа, строгость и одновременно страстность исполнения, впечатляющее техническое мастерство. Эти качества позволяли Лорану танцевать большой репертуар. Они же позволят ему стать прекрасным руководителем.

Я не знаю о конкретных планах Лорана Илера на этом посту, но, зная о его опыте, могу предположить, что труппа будет процветать. А это назначение еще больше укрепит творческие контакты между Россией и Францией и принесет пользу как танцовщикам Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, так и танцу вообще.

— Во времена вашего управления труппой артисты «Гранд-опера» часто гастролировали в России. Будет ли продолжена эта традиция?

— Конечно. Наши артисты любят выступать на русской сцене. Весной в Большом театре пройдут гала-концерты звезд балета, и, надеюсь, танцовщики «Гранд-опера» примут в них участие.

Справка «Известий»

После завершения танцевальной карьеры в «Гранд-опера» Брижит Лефевр занималась современным танцем, служила в министерстве культуры Франции. Пост директора балета крупнейшего европейского театра заняла в 1995 году. За время ее 20-летнего руководства в «Гранд-опера» работали ведущие хореографы и танцовщики мира, такие как Анжелен Прельжокаж, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Жозе Мартинез, Николя ля Риш, Аньес Летестю, Лоран Илер и др.

Читайте также
Прямой эфир