Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил сотрудников МВД с их профессиональным праздником
Мир
Шойгу прибыл во главе делегации РФ в Египет для переговоров с руководством страны
Армия
Силы ПВО ликвидировали 10 украинских БПЛА над Крымом за три часа
Мир
В Чехии заявили о возможном завершении инициативы артиллерийской помощи Украине
Мир
Трамп пообещал выплатить американцам по $2 тыс. из доходов от пошлин
Мир
Три человека погибли из-за сильных волн на острове Тенерифе
Мир
СМИ узнали о намерении гендиректора Би-би-си Тима Дэви объявить об отставке
Мир
На Украине объявили эвакуацию несовершеннолетних из Днепропетровской области
Общество
На певицу Наоко составили административные протоколы за несогласованный концерт
Армия
Пушилин сообщил о проведении зачистки центрального района Красноармейска от ВСУ
Мир
На Западе сравнили центр по дезинформации ЕС с «министерством правды» Оруэлла
Мир
Трамп указал на скорое начало выплат госдолга США за счет пошлин
Армия
Средства ПВО уничтожили 10 украинских беспилотников над регионами РФ
Общество
Путин поблагодарил участников СВО за поддержку юных спортсменов с инвалидностью
Спорт
ФК «Спартак» одержал победу над «Ахматом» со счетом 2:1
Мир
На Западе призвали ЕС достигнуть соглашения по безопасности с Россией
Мир
Лавров указал на растущее признание превосходства российского вооружения в мире

Добрый сказочник для взрослых

Иллюстрации Анатолия Зверева к произведениям Андерсена легли в основу нестандартного проекта
0
Добрый сказочник для взрослых
Фото: пресс-служба музея Анатолия Зверева
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Анатолий Зверев — не только великий портретист, но и прекрасный иллюстратор сказок. В этом могут убедиться посетители новой выставки Музея АЗ, демонстрирующей рисунки главного советского нонконформиста к четырем хрестоматийным историям Ганса Христиана Андерсена: «Русалочка», «Новое платье короля», «Дикие лебеди» и «Соловей».

Шедевры графики 1961 года дополнены инсталляциями современных художников и оригинальным дизайнерским решением пространства. Всё вместе образует причудливый магический мир, в котором наивность сочетается с мудростью, а высокое искусство — с атмосферой детского праздника.

Для Музея АЗ это уже четвертая выставка. Из трех состоявшихся ранее две были посвящены портретам в творчестве Зверева, а еще одна — его рисункам животных. Пожалуй, именно с ней больше всего перекликается новая часть «изосериала» (этим неологизмом кураторы определяют цикл временных экспозиций).

Добрый сказочник для взрослых

«Волшебную клетку» и «Сказки Андерсена» объединяет ориентация на маленьких зрителей и подчеркнутая несерьезность темы. Там Зверев изображает забавно изогнувшихся кошечек и хрюшек, здесь — стаю взлетающих диких лебедей, длинными шеями напоминающих букет тюльпанов; и даже схематичный соловей китайского короля оказывается «родственником» уточек и цапель, несколькими штрихами выхваченных в московском зоопарке.

Спонтанность — пожалуй, главное качество зверевской графики. Но за кажущейся небрежностью просматривается умение схватить суть, несколькими линиями создать образ и рассказать историю, избежав при этом академической занудности. То, как мастер изображает андерсеновских персонажей, идет вразрез с представлениями о «правильном» иллюстрировании детских книг. Все-таки Зверев — художник для взрослых. 

Впрочем, Музей АЗ, верный своей просветительской миссии, сделал всё, чтобы если не влюбить юных посетителей в творчество Зверева, то хотя бы произвести на них впечатление. Первый этаж стилизован под трюм корабля. Рисунки к «Русалочке» размещены в круглых коробах, имитирующих иллюминаторы, а синяя подсветка и анимационная видеопроекция на стене создают ощущение, что мы попали в мультфильм.

Добрый сказочник для взрослых​​​​​​​

На втором этаже стенды с рисунками к «Диким лебедям» и «Новому платью короля» соседствуют с двумя тематическими арт-объектами: «Дикие лебеди» Татьяны Баданиной и «Нити обмана» Андрея Бартенева. Внешне с работами Зверева у них мало общего, но художникам удалось уловить ироничную интонацию своего великого предшественника и подойти к задаче с детской непосредственностью.

Наконец, третий этаж посвящен «Соловью». И здесь тоже не обошлось без чужеродных вкраплений (инсталляции «Китайский император» Кати Филипповой и «Соловей» Рудольфа Серажетдинова). Но в пространстве доминируют ярко-красные стены и пол, а также светящиеся кубы, на двух сторонах которых — цитаты из литературного первоисточника, а на двух других — соответствующие им рисунки Зверева.

«Сказки Андерсена» на данный момент — самый смелый проект Музея АЗ. Прежде всего благодаря решению выставить не оригиналы, а увеличенные копии рисунков. По меркам «серьезных» галерей — это моветон, почти невозможный ход. Но организаторы объясняют свой выбор просто.

— Зверев рисовал на маленьких тетрадных листах, используя обе стороны страницы, сложенной вдвое, — сообщила «Известиям» Александра Волкова, хранитель Музея АЗ. — То есть на одном полном листе у него размещалось до четырех рисунков. Если бы мы выставили оригиналы, то как минимум половину иллюстраций зрители не увидели бы.

Справедливости ради признаем: это тот редкий случай, когда копии выглядят лучше подлинников. Каждый рисунок воспроизведен на превосходной бумаге формата А3 и избавлен от сгибов, потертостей, загрязнений миниатюрного исходника. А для скептиков на этажах выставлено по одному оригинальному листу: как говорится, почувствуйте разницу.

В конечном счете Музей АЗ призывает ценителей живописи просто отдаться эмоциям и попытаться воспринять рисунки Зверева не всерьез, а с детской непосредственностью. И это можно расценить как новую музейную концепцию, а можно — как напоминание о том, что в каждом взрослом живет ребенок, мечтающий о сказке на ночь.

Читайте также
Прямой эфир