Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве со 2 января изменился тариф на проезд по МСД
Общество
Путин согласился со сравнением удара ВСУ по Хорлам с сожжением людей в Одессе
Мир
В посольстве РФ оценили будущее российско-боливийского проекта по добыче лития
Мир
Медведчук назвал страх Зеленского перед тюрьмой причиной атаки на резиденцию Путина
Мир
WP сообщила о напряженной обстановке на переговорах Трампа и Зеленского
Происшествия
Средства ПВО сбили еще один летевший на Москву беспилотник
Общество
В ГД рассказали о возмещении пропущенных индексаций пенсионерам после увольнения
Мир
Reuters сообщило о порядка 40 погибших и 115 пострадавших в Швейцарии
Мир
За 2025 год Украина потеряла около 20 истребителей
Мир
Председатель Совета Белоруссии осудила атаку ВСУ в Херсонской области
Наука и техника
Планетологи обнаружили «планету-изгой» размером с Сатурн в центре Млечного Пути
Мир
Лавров выразил уверенность в поддержке партнеров по ОДКБ
Мир
Три человека погибли при переросших в столкновения с полицией протестах в Иране
Общество
Фигуристке Загитовой подарили на Новый год японский клинок
Армия
Младший сержант Голубин сбил один дрон ВСУ и уничтожил тараном второй в зоне СВО
Общество
Сальдо доложил Путину о ситуации после атаки ВСУ на Хорлы
Мир
Стало известно о введении на Украине системы слежки за военнообязанными

Германия не получит своего Трампа

Политолог Евгения Пименова — о том, как рост террористической угрозы отразится на раскладе политических сил в Германии
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Уходящий 2016 год был, к несчастью, печально щедр на трагические события. И последние его декабрьские дни стали лишь горьким подтверждением этой тенденции. Буквально в течение одного дня в Анкаре страшно и внезапно — от выстрела в спину — погиб российский посол Андрей Карлов, в этот же вечер в Цюрихе произошла стрельба в мусульманском молитвенном центре, а на новогодней ярмарке в Берлине фура врезалась в толпу отдыхающих горожан и туристов — погибли 12 человек, ранены более 50.

Не только Ближний Восток, но и Европу фактически захлестнула волна терактов, докатившись до самой, как еще недавно казалось, безопасной и стабильной страны — Германии.

Первый шок от теракта немецкое общество пережило после стрельбы в торговом центре Мюнхена летом этого года, когда иранский подросток застрелил десять человек. Затем — сентябрь — взрыв в Дрездене, благо обошлось без жертв. И вот теперь — удар пришелся на столицу Германии Берлин.

Общество растеряно и подавлено: рождественские базары — одно из самых любимых мест проведения рождественских праздников в Германии. Уютные новогодние ярмарки открываются по всей стране — и в крупных городах, и в маленьких населенных пунктах, туда ходят семьями и большими компаниями.

В Берлине теракт был совершен возле улицы Курфюрстендамм — в респектабельном и туристическом районе, где традиционно проводится один из самых многолюдных рождественских базаров.

В немецких СМИ эксперты сразу же начали проводить аналогии с кровавой акцией, совершенной в июле в Ницце. Тогда водитель грузовика протаранил толпу, отмечавшую национальный праздник — День взятия Бастилии. Берлинская атака тоже чрезвычайно символична: всё произошло возле знаменитой церкви кайзера Вильгельма, перед католическим Рождеством…

После теракта в Ницце эксперты много говорили об усилении мер безопасности в Европе, о необходимости тщательной охраны массовых мероприятий, в особенности увеселительных. И вот — вновь теракт. Полиция Берлина сообщает о 12 погибших, более 50 человек получили ранения.

Стоит отметить, что немецкие СМИ пока проявляют сдержанность в оценках и трактовках этого события, ограничиваясь констатацией фактов, — чтобы не провоцировать напряжение в обществе.

Однако на проблемы, перед лицом которых поставил Германию острый миграционный кризис в Европе, закрывать глаза более нельзя. И в этом смысле самый первый вопрос, на который необходимо дать ответ, — прежде всего следует понять, начнется ли изменение спорной миграционной политики в ФРГ, ставшей спусковым крючком к глубокому миграционному кризису в Европе. А кроме того — какое влияние окажет это событие на предвыборные расклады в германском политическом истеблишменте? Повлияет ли на итоги предстоящих осенью 2017 года выборов в парламент и на определение фигуры нового канцлера?

В политическом дискурсе ФРГ уже обозначились две главные позиции — заданы два основных тренда для дальнейшей дискуссии. Первую позицию обозначила сама госпожа Меркель, выступая сразу после трагедии. Она отметила, что такие акции «отвратительны» и «нам будет очень тяжело, если окончательно выяснится, что это совершил человек, просивший убежища в ФРГ». Кроме того, по словам канцлера, все виновные будут найдены и наказаны «по всей строгости закона». Иными словами — никаких конкретных решений и серьезных выводов по корректировке внутри- и внешнеполитического курса страны. Противоположное мнение выразил Хорст Зеехофер — премьер-министр Баварии, партнер Ангелы Меркель по партийной коалиции, глава «Христианско-социального союза», не раз критиковавший излишне мягкую политику Меркель в отношении беженцев. Он призвал к пересмотру принципов миграционной политики ФРГ. «Мы должны — во имя погибших и ради тех, кто пострадал, и для всего народа — пересмотреть и отрегулировать нашу политику по миграции и безопасности», — сказал он.

Представители правоконсервативной партии «Альтернатива для Германии» (АдГ), динамично набирающей политический вес и имеющей все шансы попасть в федеральный парламент в 2017 году, отметили, что из-за миграционной политики правительство также несет ответственность за совершенный в столице теракт.

Сразу хочется отметить, что официальная реакция Берлина была, как, увы, и в предыдущих аналогичных случаях, весьма вялой. Конечно, канцлер выразила глубокие соболезнования близким погибших, осудила терроризм, но в том, что касается практических последствий и дальнейших действий руководства страны, всё осталось, как прежде.

Многие заговорили о неизбежном стремительном росте популярности правых партий, в частности АдГ, а также радикальных националистических движений, однако эти явления не стоит сильно переоценивать: слишком уж сильна в немецком обществе прививка против всякого рода национализма.

И поэтому политических сенсаций на выборах-2017 в этом смысле ждать не приходится. Германия не получит своего Трампа. Есть все основания полагать, что страна пойдет по накатанному пути — ибо реальных альтернатив нынешнему канцлеру и ее политическому курсу пока нет. Конечно, такие страшные и кровавые акции наносят ущерб власти с точки зрения политического имиджа, однако в данном случае они, скорее всего, не станут решающим фактором. Возможно, последует ряд предложений о некоторых изменениях в процедурах приема, размещения и депортации мигрантов, направленных на некоторое ужесточение норм. Однако такие меры всё равно будут носить ограниченный и паллиативный характер.

И, конечно, всё это не снимает остроты проблемы и для Германии, и для Европы в целом. Сколько еще должно прозвучать кровавых звонков, чтобы стало ясно: пора прекратить заигрывать со всякого рода «умеренными оппозициями» на Ближнем Востоке, делить борьбу с терроризмом на «правильную» и «неправильную» и стремиться зарабатывать политические очки на спекуляции на террористической угрозе.

Автор — обозреватель газеты «Известия»

Читайте также
Прямой эфир