Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Международные соревнования «Гран-при «Небесная грация» проходят в Минске
Общество
ФСБ пресекла деятельность канала незаконной миграции в Ленобласти
Политика
Песков сообщил о подготовке визита Путина в Северную Корею
Мир
Индия примет участие в программах исследовательского реактора МБИР
Авто
Белорусские власти могут пересесть на автомобили Aurus
Происшествия
ВСУ выпустили 25 реактивных снарядов по селу в Белгородской области
Мир
Путин заявил, что легитимность Зеленского закончилась
Политика
Политолог допустил объявление импичмента президенту Грузии
Мир
Минобороны КНР предостерегло власти Тайваня от «игры с огнем»
Мир
Шольц назвал неприемлемой вечеринку с нацистскими лозунгами
Общество
Суд оставил в СИЗО экс-командующего 58-й армией ВС РФ генерала Попова
Авто
Массовый седан Hyundai Celesta стал доступнее в РФ
Мир
Международный суд ООН обязал Израиль прекратить военное наступление в Рафахе
Мир
Орбан сообщил о нежелании Венгрии участвовать в акциях НАТО вне страны
Общество
Панде Катюше из Московского зоопарка исполнилось девять месяцев
Общество
Выставку-форум «Россия» на ВДНХ посетил 14-миллионный гость
Мир
Милей назвал премьера Испании лжецом и трусом в ответ на отзыв посла

Разумнее предотвращать, чем лечить

Академик Вадим Покровский — о том, что справиться с распространением ВИЧ можно только при комплексном подходе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минздрав и Росстат зафиксировали, что в 2015 году ВИЧ-инфекция стала самым опасным инфекционным заболеванием в России. Первый сообщил о 100 тыс. новых случаев заражения ВИЧ, а второй — о 15 520 случаях смерти россиян «по причине ВИЧ-инфекции», то есть от СПИДа, что составило 45% «смертей трудоспособного населения от инфекционных болезней» (туберкулез «забирает» 36%).

Всего же начиная с 1987 года в нашей стране умерло 233 тыс. ВИЧ-инфицированных. Число россиян, знающих, что у них ВИЧ-инфекция, к сентябрю 2016 года достигло 854 тыс., а общее число ВИЧ-инфицированных оценивают в 1,3–1,4 млн.

По предварительным оценкам, за первые девять месяцев этого года вирусом иммунодефицита человека заразились еще 76 тыс. россиян, из них 51% — при употреблении наркотиков, 1,5% — при гомосексуальных контактах и 46% — при половых контактах между мужчинами и женщинами.

Последняя цифра указывает на переход ВИЧ из так называемых групп риска в основную массу населения.

Осенью прошлого года, когда угроза массовой эпидемии ВИЧ/СПИДа в России стала совершенно явной, председатель правительства провел специальное заседание комиссии по охране здоровья граждан и поручил Минздраву разработать стратегию борьбы с ВИЧ. 

Эта стратегия была представлена через год. Она основана на концепции экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые полагают, что, если всем ВИЧ-инфицированным (хотя бы 90%) дать пожизненное лечение, которое делает их менее заразными, пандемия ВИЧ/СПИД прекратится. Между собой медики называют этот подход «тестируй и лечи». Дело в том, что до того, как назначить пациенту лекарственные препараты, диагноз ВИЧ-инфекции необходимо поставить с помощью тестов, определяющих наличие признаков заражения ВИЧ в крови.

Свою основную задачу Минздрав видит в обследовании максимального количества россиян на наличие ВИЧ-инфекции и обеспечении их лекарственными препаратами. По этой причине основные средства госбюджета, которые планируется потратить на ВИЧ/СПИД в 2017–2019 годах, пойдут на закупку наборов для диагностики и антиретровирусных лекарств, постоянный прием которых предотвращает развитие СПИДа и снижает риск распространения ВИЧ.

Сейчас бюджет позволяет лечить 261 тыс. ВИЧ-позитивных россиян, то есть только 30% из числа зарегистрированных. Но надо понимать, что дальнейшее увеличение объемов тестирования (а сейчас в год проводится 30 млн исследований на ВИЧ) выявит новых инфицированных, нуждающихся в лечении. Таким образом, чтобы добиться надлежащего охвата пациентов, необходимо либо увеличить финансирование, либо удешевить стоимость лекарств. 

На сегодня лечение одного ВИЧ-инфицированного обходится в среднем в 80 тыс. рублей в год. Но, поскольку в проекте бюджета России дополнительного финансирования на борьбу с ВИЧ не предусмотрено, то Минздрав занялся закупкой дженериков, то есть копий оригинальных западных препаратов, которые производятся частично в России, но преимущественно — в Индии. 

Копировать разрешается только препараты, на которые уже не распространяются патентные ограничения. Потому россиян лечат преимущественно устаревшими лекарствами. Они эффективны, но имеют больше таких побочных эффектов, как угнетение кроветворения, поражение печени, почек и т.п., чем более современные западные препараты. Кроме того, новейшие препараты можно применять по одной таблетке в день, а российским пациентам сейчас приходится принимать по три–пять таблеток три раза в день (до 16 таблеток в день). 

Поэтому по качеству лечения от европейских и североамериканских рекомендаций мы пока отстаем на три–пять лет, и, если ничего не изменится, разрыв будет увеличиваться. Минздрав заявляет, что «мы ориентируемся на рекомендации ВОЗ», не добавляя при этом, что они — рекомендации, которыми руководствовались составители стратегии, — ориентированы на развивающиеся страны. Еще одной недоработкой предложенной стратегии является отсутствие реальных программ по удержанию пациентов на постоянном лечении. Если они не будут принимать лекарства регулярно, в стране начнут распространяться штаммы ВИЧ, не чувствительные к используемым лекарствам.

И здесь необходимо сделать важное уточнение: ВОЗ рассчитывает победить ВИЧ не узкой стратегией «тестируй и лечи», а более широкой — «лечение как профилактика», которая подразумевает назначение антиретровирусных препаратов неинфицированным ВИЧ лицам, «находящимся в риске заражения»: половым партнерам ВИЧ-позитивных лиц, мужчинам-гомосексуалистам, проституткам и наркоманам.

«Тестируй и лечи» предполагает не предупреждение заражения ВИЧ, а воздействие на тех, кто уже заражен инфекцией, что можно назвать профилактикой «второй свежести».

Разумнее не допускать новых случаев заражения, чем их лечить, а для этого надо заниматься интенсивным обучением населения безопасному половому поведению, снижать стоимость презервативов и т.п. Основным источником ВИЧ-инфекции являются наркопотребители, поэтому без программ обмена шприцев и заместительной терапии нам не обойтись, так же как и без специальных программ для «секс-работников» и «мужчин, имеющих секс с мужчинами». И пока необходимость комплексного подхода к решению проблемы ВИЧ/СПИДа не будет осознана, односторонние усилия Минздрава будут пропадать втуне.

Автор — руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом

Все мнения >>

Прямой эфир