Российский герб: эволюция двуглавого орла
11 апреля 1857 года император Александр II официально утвердил двуглавого орла в качестве герба Российской империи. Орел, увенчанный тремя коронами и с изображением скачущего всадника на груди, станет одним из самых сложных государственных гербов за всю мировую историю. Он просуществует вплоть до 1917 года, когда его сменят серп и молот в обрамлении пшеничных колосьев. Вновь свое место в качестве государственного символа орел займет лишь в начале 1990-х годов.
Чем отличается современный российский герб от своего дореволюционного предшественника, какие альтернативы ему рассматривались в конце прошлого века и почему на старом гербе мог появиться единорог — в материале «Известий».
Печать вместо герба
В Древней Руси роль гербов играли специальные княжеские печати — однако именно оттуда берет свое начало часть символов, украшающих герб Российской Федерации. Первоначально все они оформлялись по единому принципу — печать содержала имя святого покровителя князя и княжеское имя.
Позднее на ней появилось изображение вооруженного всадника, который символизировал собой владельца печати. «Ездец», как принято называть изображение, быстро превратился в главный геральдический символ не только на Руси, но и в Великом княжестве Литовском.
Именно отсюда, скорее всего, берет свое начало изображение святого Георгия Победоносца на гербе Москвы — однако официально святым Георгием всадника назовет лишь царь Петр I.
Орел и всадник
Впрочем, в некоторых княжествах правители предпочитали изображать на печатях пеших воинов, птиц или зверей. Так, на печати Ивана III изначально был изображен лев — символ Владимирского княжества. Иван III сперва заменил его на всадника, а затем ввел и второй государственный символ — двуглавого орла, ранее служившего символом Священной Римской империи.
Некоторое время всадник и орел существовали на равных правах. Однако позднее князю потребовалось совместить в одной печати два главных государственных символа — и орел поглотил всадника: «ездец» переместился на грудь птицы. Гербом эта эмблема стала при Иване Грозном.
Эволюция герба
Со временем изображение постоянно менялось и дополнялось, приобретая одни атрибуты и лишаясь других. При Иване Грозном на нем появилась православная символика, в начале 1600-х орлы обзавелись коронами, во времена царя Алексея Михайловича им вручили скипетр и державу, а после завоевания Мальты император Павел I включил в эмблему мальтийский крест.
Кроме того, Алексей Михайлович впервые дал толкование основным геральдическим символам: три короны означали царства Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава должны были означать «Самодержавца и Обладателя».
Преобразился герб при Александре I. Крылья орла были широко раскинуты в стороны, а одна голова — чуть более наклонена, чем вторая. Вместо скипетра и державы в лапах птицы красовались факел, громовые стрелы, лавровый венок и ликторский пучок, перевитый лентами.
Николай I принял два герба, упрощенный и официальный, а при правлении Александра II Георгия Победоносца повернули влево от смотрящего. К 1857 году в России приняли комплект из гербов: большой, средний и малый. Герб Российской империи стал одним из сложнейших государственных символов за всю мировую историю.
Единорог и пикирующий сокол
Среди других существ, служивших символами могущественных княжеских фамилий, в разные времена могли бы претендовать на право присутствовать на будущем гербе в том числе пикирующий сокол и единорог. Пикирующего сокола многие считают эмблемой рода Рюриковичей — птица в том числе была знаком князя Святослава Игоревича и князя Владимира.
Единорог же вытеснил с печати традиционное изображение всадника в конце XVI века — впоследствии он появился на печатях Бориса Годунова, Лжедмитрия I, царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Однако в результате решено было вернуться к более привычному изображению всадника с копьем.
XX век
В 1917 году, после падения самодержавия, стало очевидно, что орел в его привычном обличье — с тремя коронами, скипетром и державой — противоречит идеалам грядущего «нового мира».
Специальная комиссия художников, возглавляемая Билибиным, предприняла попытку сохранить герб, адаптировав его к новым реалиям. Билибин лично нарисовал эскиз новой государственной эмблемы — двуглавого орла, лишенного всех своих царственных атрибутов и всадника на груди.
С геральдической точки зрения этот герб означал не только отказ от монархии, как задумывали создатели, — он означал отказ от всякой власти в целом. Однако тогда на тонкости геральдики никто не обратил внимания — Временное правительство утвердило его. Но вскоре после этого пало и оно.
А вскоре был представлен новый герб — изображенные на красном фоне золотые серп и молот были окружены венцом из колосьев, герб венчали надписи: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Он просуществует вплоть до начала 1990-х годов и вплоть до 1978 года особых изменений в него вносить не будут — разве что добавят красную звезду.
Возвращение двуглавого орла
В 1990 году правительство РСФСР приняло решение о создании государственного герба и флага, и после длительных консультаций в 1993 году сперва появился российский триколор, а затем вернулся и двуглавый орел. О специфике его изображения велись длительные споры.
В ходе обсуждений неоднократно озвучивались варианты так называемого гибридного герба — например, предлагалось заключить царского орла в венец из золотых снопов или березовых ветвей, отдав дань государственной эмблеме Советского Союза.
Но в результате был утвержден вариант, максимально близкий к тому, что был до революции, — сохранились и всадник на груди орла, и скипетр, и держава, и три короны, соединенные лентой. Только трактовки отдельных символов изменились: сегодня три короны означают не три царства, а суверенитет Российской Федерации и каждого из ее субъектов.