Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за грозы объявлен в столичном регионе на пятницу
Мир
Жителя ЛНР приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену
Мир
МИД пообещал ответ на высылку шести российских дипломатов из Черногории
Мир
Финляндия не будет признавать референдумы в Донбассе
Мир
Черногория объявила шестерых российских дипломатов персонами нон грата
Мир
Посольство Италии порекомендовало согражданам покинуть Россию
Мир
Болгария отказалась поставлять Киеву тяжелое вооружение
Экономика
ЦБ продлил ограничения на переводы за рубеж нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров
Мир
В Донецке появились билборды с благодарностью за победу «деду» Байдену
Мир
Диверсанты попытались подорвать ЛЭП на границе Херсонской области
Политика
Путин заявил о формировании нового мироустройства и разрушении однополярной гегемонии

Зачем пытаются изменить систему выборов США

Политолог Виктор Олевич — о том, помогут ли конституционные поправки в избирательное право США сделать выборы честными и прозрачными
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тысячи американцев выходят на улицы Нью-Йорка, Вашингтона, Портленда и других городов, протестуя против победы Дональда Трампа на президентских выборах 8 ноября. С точки зрения сторонников проигравшей Хиллари Клинтон, результаты выборов неоднозначные — бывшая первая леди опережает миллиардера более чем на миллион голосов. Однако у последнего — существенный перевес в коллегии выборщиков, и, согласно американской конституции, право стать следующим президентом завоевал именно он.

Такое в истории США происходит уже в пятый раз. Новый век начался со скандальных выборов 2000 года, когда большинство голосов американских избирателей получил кандидат от Демократической партии, действующий вице-президент Альберт Гор, а в коллегии выборщиков победил республиканский кандидат, Джордж Буш-младший, ставший впоследствии президентом. Изначально отцы-основатели Соединенных Штатов рассматривали коллегию выборщиков как орган, предохраняющий зарождавшуюся республику от ошибок плебса (по иронии, во многом результатом именно такой ошибки «неглянцевой» провинциальной Америки противники Трампа считают его успех) и обеспечивающий малонаселенные штаты возможностью влиять на исход общенациональных выборов.

С 1788 года, когда была ратифицирована американская конституция, положения избирательного права в стране менялись несколько раз. Принимались поправки, гарантирующие право на участие в голосовании чернокожему населению (впрочем, в реальности на Юге это право было им предоставлено в полной мере лишь в середине 1960-х, на волне движения за гражданские свободы), женщинам и молодежи с 18 лет. Однако архаичная система непрямого голосования осталась и продолжает будоражить американский политический бомонд каждые четыре года.

С очередной инициативой перехода к системе прямого голосования на днях выступила сенатор-демократ из Калифорнии Барбара Боксер. Однако, несмотря на серьезное недовольство в американском обществе, шансы на кардинальные изменения в ближайшее время весьма призрачны.

Во-первых, сама процедура принятия конституционных поправок достаточно сложная. Она подробно описана в статье основополагающего документа. Для запуска инициативы необходимо, чтобы за нее проголосовало как минимум 2/3 состава обеих палат конгресса — сената и палаты представителей. В случае если инициатива успешно принята, наступает самый сложный момент — для ратификации поправки необходимо одобрение законодательных собраний (то есть 38 из 50) штатов.

Конституция США допускает и иной путь к принятию соответствующих поправок — через созыв нового конституционного конвента, но на федеральном уровне это еще ни разу не удавалось, а на уровне штатов удалось лишь однажды с поправкой, отменяющей злополучный «сухой закон». Учитывая нынешние расклады в конгрессе США (большинство в обеих палатах занимают республиканцы) и изменчивую позицию избранного президента, рассчитывать на скорое реформирование избирательной системы не приходится.

Во-вторых, ряд ключевых штатов, жители которых как раз благодаря системе непрямого голосования играют непропорционально важную роль в выборах нового главы государства, не заинтересован в реформе. Большинство штатов (кроме Небраски и Мэна) отдают все голоса выборщиков победившей в штате партии. Так, в Калифорнии традиционно побеждает кандидат от Демократической партии, а в Техасе — от Республиканской. Соответственно все 55 голосов выборщиков из Калифорнии каждые четыре года достаются демократам, а голоса калифорнийских республиканцев полностью теряют свое значение, аналогично в Техасе все 38 голосов выборщиков достаются республиканцам, а местные избиратели-демократы остаются ни с чем.

Поэтому в ходе очередной президентской гонки в США наибольшее значение имеют те штаты, которые традиционно колеблются между кандидатами от Республиканской и Демократической партий.

Ведь именно там, где исход голосования не ясен заранее, во Флориде, Пенсильвании, Огайо, Мичигане, Вирджинии, решается исход выборов. Именно там проводят существенную часть времени в ходе кампании основные претенденты, и именно туда направляются дополнительные ресурсы для задабривания местного населения.

Но даже если под напором общественного мнения удастся избавиться от устаревшей, недемократичной системы непрямого голосования, американские выборы не станут честными и прозрачными. Широкое использование административного ресурса, информационных вбросов, голосов нелегальных мигрантов и неграждан, манипуляции с техническим оборудованием на избирательных участках нельзя предотвратить поправкой к конституции.

Для этого нужно в корне изменить американскую политическую культуру. Что куда сложнее...


Автор — эксперт Центра актуальной политики

Все мнения >>

Читайте также
Реклама
Прямой эфир