Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на террористическую сущность Киева из-за срыва ротации МАГАТЭ на ЗАЭС
Политика
Лавров указал на плачевную ситуацию в ЕС на фоне антироссийских санкций
Мир
Россия и Судан договорились по вопросу о создании военно-морской базы
Политика
В Кремле назвали ориентирование на ЕС суверенным правом Армении
Мир
Во Франции заявили об опасениях из-за риска роста цен на удобрения из-за санкций
Армия
ВС РФ уничтожили пункт временной дислокации ВСУ в Сумской области
Мир
FT назвала худшим кошмаром для Евросоюза сделку Трампа и Путина
Мир
В Польше призвали нормализовать отношения с Россией
Мир
Мезенцев призвал к эффективной трате бюджета Союзного государства
Мир
В Германии заявили о необходимости обсуждения снятия санкций с России
Общество
Ресторан «The Бык» в Москве закрыли на 60 дней после отравления посетителя
Мир
Половина европейцев считают США при Трампе вынужденным партнером
Мир
Во Франции уличили Фон дер Ляйен в превращении Европы в «ад для инвестиций»
Мир
Тегеран исключил переговоры с Вашингтоном из-за непонимания США языка дипломатии
Общество
В Москве простились с народным артистом СССР Олегом Стриженовым
Мир
В Великобритании заявили об ужесточении порядка получения гражданства
Общество
В ДНР наемника ВСУ из Грузии заочно приговорили к 13,5 года лишения свободы

Деревенская комедия и городской романс

Театр Моссовета прочел пьесу Тургенева с помощью БГ
0
Деревенская комедия и городской романс
Фото: Елена Лапина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Иван Тургенев назвал свою пьесу «Месяц в деревне» комедией, и режиссер Иван Орлов в Театре Моссовета именно так ее и поставил. Не драма, не трагедия, не фантазия, не прочие жанры, в которых работали многочисленные постановщики этой востребованной драматургии, а именно комедия. Легкая, не грузящая, местами метящая в фарс, местами — в лирику.

В трактовке молодого режиссера тургеневские персонажи не умеют, но хотят. Провинциальная дама Наталья Петровна (Наталья Ноздрина) хочет любить, но не умеет распорядиться своим чувством. Вопрос: кого им осчастливить — доброго, но недалекого мужа, остроумного, но надоевшего поклонника или студента, чьи главные достоинства — молодость и наивность, не дает героине покоя.

В свою очередь, муж (Сергей Зотов) и поклонник (Владислав Боковин) желают остаться друзьями, но не знают, как вписать дружеские отношения в пикантную ситуацию. Студент (Семен Шомин), на которого в итоге падает выбор Натальи Петровны, хотел бы ответить на ее чувство, но не умеет оценить себя по достоинству. «Кто я такой, чтобы вас любить?» — патетически вопрошает победитель.

Влюбиться бы ему в соответствующую по возрасту и социальному положению воспитанницу Верочку, но та настаивает, чтобы всё было по-честному, а бороться за своего студента боится. Есть еще такой колоритный персонаж, как доктор, — циник и резонер. Хочется ему «двух рыжих на пристяжке, гнедую в корню», но за это чудо-тройку нужно устроить гешефт в виде женитьбы приятелю-помещику, а потенциальная невеста пребывает в сомнениях.

В общем, все как дети — и хочется, и колется, и кто-то не велит. В то же время единственный ребенок в пьесе — 10-летний Коля — жаждет воздушного змея с белкой и в состоянии их добыть. Он-то и выглядит взрослым: роль десятилетнего мальчика исполняет возрастной актер.

Моторный юнец постоянно чем-то занят и изъясняется короткими фразами. Большинство же персонажей пребывает в благополучном безделье и много говорит. Пространные диалоги и монологи для привыкшего к мемам и хэштегам поколения — тоже предмет комический, и 24-летнего режиссера интересует не столько их содержание, сколько форма.

Словесный поток играет всеми красками — темповыми, тембровыми, ритмическими. Здесь важно не о чем, а как говорят герои. Преобладающая динамика бесед — форте и фортиссимо. Чувства взвинчены, результаты ничтожны. В итоге все хотят уехать, но не умеют делать это быстро, без лишних разговоров.

Да и не тянет их никуда от деревенских красот. Потолок затянут плющом, манят уютные кресла, катаются по полу краснощекие яблоки, цветут неопознанные растения. И главная героиня в ярко-алом костюме — сама как розан. Так что лирические признания напрашиваются сами собой.

Впрочем, за чистую лирику в спектакле отвечает не Тургенев, а Борис Гребенщиков. В центре площадки развернута эстрада. Персонажи, отыграв очередную сцену, берут в руки инструменты и комментируют события композициями БГ: «Попытайся простить мне, что я не всегда пел чисто, / Попытайся простить мне, что я не всегда был честен, / Попытайся простить мне — я не хотел плохого, / Ведь я не умел любить, но я хотел быть любимым».

Отдельные пассажи («дык, елы-палы») контрастируют с высоким литературным строем оригинала, но в целом откровения нашего песенного гуру точно отражают суть происходящего: с 40-х годов позапрошлого века сознание русского человека, как и тематика отечественной драматургии, не сильно изменились.

«Месяц в деревне», пьеса Ивана Тургенева. Театр Моссовета, 2016. Режиссер Иван Орлов. Художник — Евгений Лемешонок. Художник по свету — Лена Перельман. В ролях — Наталья Ноздрина, Сергей Зотов, Юрий Черкасов, Надежда Лумпова, Лариса Кузнецова, Владислав Боковин, Семен Шомин, Сергей Виноградов. Ближайший спектакль — 14 декабря.

Деревенская комедия и городской романс​​​​​​​

Читайте также
Прямой эфир