Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги»

Глава Ростуризма Олег Сафонов — о чартерах в Египет, введении турсбора и самых популярных местах отдыха
0
«Отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

​​​​​​​В годовщину закрытия Египта для российских отдыхающих глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов рассказал корреспонденту «Известий» Александре Красногородской о перспективах возвращения на популярные курорты наших соотечественников, целесообразности туристических сборов и новом проекте «Русское гостеприимство».

— Прошел год после ввода ограничений на популярные у российских туристов египетские курорты. Есть ли сейчас понимание, когда откроется это направление?

— Египет является востребованным россиянами пляжным направлением, и принимаются все необходимые меры, чтобы ускорить процесс его открытия. Сейчас ведется большая работа для обеспечения гарантированно безопасного пребывания россиян на египетских курортах и объектах транспортной инфраструктуры. Работает комиссия, египетская сторона устраняет недостатки, на которые указывают российские специалисты. Безопасность была и остается в приоритете.

— Как изменилась ситуация с внутренним туризмом после закрытия Египта и Турции?

— Она стала меняться задолго до закрытия Египта и Турции. Еще два года назад произошел перелом в пользу внутреннего и въездного туризма, и с тех пор внутренний турпоток устойчиво растет. В прошлом году он увеличился более чем на 18%, по итогам этого года ожидаем прирост еще на 15%.

Растет спрос на путешествия по России и среди иностранных граждан. Мы впервые вошли в десятку самых посещаемых стран мира. В 2015 году въездной турпоток увеличился на 6%, а этим летом, по данным аналитической компании ForwardKeys, количество иностранных туристов, посетивших Российскую Федерацию, превысило аналогичный показатель предыдущего года на 19%.

Причина роста не в закрытии Турции и Египта. Популярные выездные направления, в частности Египет, неоднократно закрывали и раньше. Однако такого, как сейчас, увеличения турпотока в эти периоды не наблюдалось. Сработал комплекс причин, и прежде всего появление конкурентоспособного продукта — пакетных туров по России, в стоимость которых включены проживание, питание, перелет и трансфер до места отдыха и обратно. Еще пару лет назад такого на рынке внутреннего туризма в нашей стране просто не было.

Ключевую роль в «пакетах» играют чартерные перевозки, которые позволяют экономить до 50% затрат по сравнению с самостоятельным путешествием. Влияние чартеров на цену путевки хорошо видно на примере Турции. Стоимость перелета в Турцию регулярным рейсом составляет порядка 70 тыс. рублей (40–45 тыс. рублей — при выкупе туроператором части мест), а чартером — порядка 18 тыс. рублей. Поэтому после возобновления продаж турпутевок спрос на туры в эту страну появился не сразу, а только после открытия чартерного авиасообщения.

«Отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги»

Вхождение Крыма в состав Российской Федерации также повлияло на увеличение внутреннего турпотока. До 2014 года там ежегодно отдыхало около 1 млн российских граждан, а с присоединением региона к России их число стало стремительно возрастать. С начала 2016 года полуостров посетило более 5 млн россиян, а к концу года, по прогнозам экспертов, эта цифра вырастет до 6 млн.

— Сейчас идет обсуждение механизма взимания туристического сбора. Есть ли ясность, как будет работать схема?

— Если туристический сбор будет реализован на тех принципах, о которых говорил президент, а должно быть именно так, то это решение будет способствовать повышению качества и комфорта отдыха без удорожания. Сбор станет дополнительным источником финансирования для решения инфраструктурных задач курортных территорий. Главное, чтобы он не был слишком высоким. Сейчас обсуждаются суммы от 50 до 300 рублей. Мне кажется, что уместно остановиться на сумме до 100 рублей, причем в форме разового платежа.

Сбор должен вводиться только на условиях обеспечения полной прозрачности всех процедур сбора и расходования средств. И отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги. В этом случае они сами с пониманием и одобрением отнесутся к нововведению. Кстати, когда наши туристы выезжают за рубеж, они во многих странах платят такой сбор: он уже заложен в стоимость турпродукта. И это воспринимается абсолютно нормально. Ну и, конечно же, надо понимать, что речь идет исключительно о курортных зонах. При командировке или гостевом визите в другой регион сбор платить не придется.

— Какие направления внутреннего туризма наиболее популярны у соотечественников?

— Наибольшей популярностью пользуются курорты Краснодарского края, которые за три квартала 2016 года приняли более 14 млн туристов (рост турпотока на 12%), и Крыма, который за тот же период посетило порядка 5 млн человек — на 25% больше по сравнению с прошлым годом. Почти 12 млн туристов с января по август приняла Москва как самое востребованное экскурсионное направление. Есть большой спрос на туры в Московскую область, в Алтайский, Приморский и Ставропольский края, в Республику Алтай и Калининградскую область.

— Как идет развитие туризма на Дальнем Востоке России?

— Российский Дальний Восток располагает широкими возможностями для развития различных видов туризма и привлечения туристов из-за рубежа. Например, Хабаровский край с начала года принял на 77% больше иностранных путешественников, чем за аналогичный период 2015 года. Особенно большой прирост потока наблюдается из Китая — на 89% — и из Республики Корея — на 99%. Субъекты ДФО имеют удобное географическое положение для туристов из Юго-Восточной Азии и высокий потенциал наращивания въездного турпотока из этого региона.

«Отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги»

Дальний Восток представляется перспективной площадкой для реализации пилотного проекта по развитию въездного туризма в России. Ростуризм выступил с соответствующей инициативой. Проект предполагает комплекс мероприятий по либерализации визового режима, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска в ДФО и транспортных узлов международного значения, а также массированную информационно-рекламную кампанию для продвижения в государствах Юго-Восточной Азии — Китае, Корее и Вьетнаме — дальневосточных регионов России в качестве туристических направлений. «Отработанные» в регионах Дальнего Востока решения и накопленный позитивный опыт в дальнейшем могут быть распространены на другие субъекты.

— Можно ли привести сравнительную статистику посещения нашими гражданами других стран? Кто в лидерах?

— Среди наиболее популярных у российских туристов направлений дальнего зарубежья — Финляндия и Китай, куда, по данным Росстата, только за первое полугодие 2016 года было совершено 1,2 млн и более 700 тыс. турпоездок соответственно. Также в числе лидеров по турпотоку — Польша и Германия (почти 600 и почти 500 тыс. турпоездок). Существенный рост с начала года — от 20 до 49% — показали популярные пляжные направления — Таиланд, Кипр, Греция и Болгария.

​​​​​​ Известно, что китайцы — самые частые гости в нашей стране. Что вообще привлекает туристов в России?

— Число туристов из КНР, посещающих Россию, в последнее время стабильно растет. За последние три года этот показатель удвоился и уже превысил миллион поездок в год. Китай формирует нам порядка 4% от общего въездного турпотока. Растущая популярность России у китайских туристов обусловлена партнерскими отношениями между нашими странами, расширением культурных и экономических связей, а также комплексом мер, принятых для повышения конкурентоспособности нашей страны на китайском туристическом рынке.

Эффективной мерой стала организация взаимных безвизовых групповых поездок. По данным Росстата, количество поездок граждан КНР в Россию по безвизовому каналу только за девять месяцев 2016 года увеличилось на 41% по сравнению с прошлогодним показателем. В настоящее время решается вопрос увеличения срока пребывания китайских туристов, следующих в Россию в составе групп в безвизовом порядке.

​​​​​​​Ростуризм совместно с гостиницами, туроператорами и экскурсионными бюро, музеями, ресторанами и кафе, магазинами продолжает работу по продвижению маркетинговой программы China Friendly. Реализуется меморандум о взаимопонимании между Федеральным агентством по туризму и оператором китайской национальной платежной системы UnionPay International. 

В настоящее время Ростуризм прорабатывает стратегию продвижения туристического потенциала России на китайском туристическом рынке на 2017 год. Она предполагает организацию коммуникаций с учетом предпочтений целевой аудитории и широкое использование возможностей соцсетей. В рамках сотрудничества с группой Alibaba планируется использовать ресурс AliPay, совместно с МИД России — соцсети Weibo и WeChat. Это позволит донести информацию о туристических возможностях нашей страны до более чем 600 млн граждан Китая.

«Отдыхающие должны видеть, на что идут их деньги»​​​​​​​

С учетом интересов китайских туристов формируются межрегиональные туристические маршруты. В частности, культурно-познавательные — основанные на исторических связях наших народов — «Красный маршрут», «Великий чайный путь», «Великий Шелковый путь», а также «Восточное кольцо России». Если говорить о том, что привлекает туристов в России, то это в первую очередь достопримечательности. Многие иностранцы ценят русскую культуру, особенно литературу, балетное искусство, архитектуру и живопись. А еще иностранные туристы очень любят шопинг в России. Например, китайские путешественники тратят на него до 60% бюджета поездки.

— Какие меры принимает Ростуризм для увеличения числа иностранных туристов в РФ?

— Мы запустили проект Visit Russia, создали национальные туристские офисы за рубежом. Они работают в Пекине, Берлине, Хельсинки, Риме, Дубае, Эль-Кувейте, Хошимине, Тегеране. С начала 2016 года открылись новые офисы в Иране, Кувейте, во Вьетнаме. Приступил к работе в тестовом режиме офис в Мадриде. До конца года будет открыто еще пять представительств: в Лондоне, Шанхае, Милане, Париже и Вене. Мы ведем совместно с МИД России работу в направлении взаимного упрощения визового режима со странами-партнерами. Результаты этой работы можно показать на примере Южной Кореи: поток туристов из страны за год увеличился на 40%.

В 2017 году контент национального туристического портала Russia.Travel, содержащего сведения о более чем 20 тыс. объектов туристического показа на территории России, будет переведен на основные иностранные языки. Также со следующего года Ростуризм запускает проект «Русское гостеприимство» для создания в России комфортных условий для туристов всех культур и конфессий.

В прошлом году приехало 31,2 млн иностранных туристов. Рассчитываем, что по итогам этого года будет еще больше. Большое внимание, уделяемое вопросам доступности и безопасности отдыха в России, выгодно отличает нас от многих стран мира.

— Какой у вас прогноз на зимний сезон по внутреннему туризму?

— Благоприятный. Уже сейчас уровень бронирования на новогодние каникулы высокий. В основном туристы выбирают Сочи, чуть меньше — Крым, Великий Устюг, Золотое кольцо, Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

Прямой эфир