Украине не обойтись без российских масел
Несмотря на политическую нестабильность на Украине и ухудшение политических взаимоотношений между Москвой и Киевом, украинский рынок смазочных материалов остается крайне привлекательным направлением для российских компаний. Спрос на технические масла в этой стране может вырасти почти на 25% к 2020 году.
Такие выводы делает компании RPI в своем исследовании «Российский рынок смазочных материалов: анализ текущего состояния, средне- и долгосрочные перспективы развития» (есть в распоряжении «Известий»).
«В контексте экспортных поставок наибольший интерес для российских производителей смазочных материалов представляют рынки бывших советских республик, а также страны балканского региона. Среди первых выделяется Украина — самый крупный для России экспортный рынок масел по объемам потребления на территории бывшего СССР», — говорится в исследовании.
По мнению управляющего партнера Kirikov Group Даниила Кирикова, по самым пессимистическим оценкам доход российских компаний от поставок масел на Украину может составлять до $200 млн в год.
Согласно приведенным в исследовании данным, начиная с 2009 года ежегодный прирост потребления технических масел на Украине составляет 2–3%. Рост наблюдается во всех трех ключевых сегментах рынка, куда входят потребительские, коммерческие и индустриальные масла (IND, PVL и CVL). В целом к 2020 году эксперты RPI прогнозируют рост спроса на техмасла в этой стране на уровне 24,7%. По подсчетам экспертов, спрос вырастет с 347 тыс. т в 2016 году до 433 тыс. т в 2020-м. Особенно интенсивный рост будет наблюдаться после 2020 года — к 2030 году он может составить 55%.
Предыдущий прогноз позволял говорить о 60-процентном росте потребления к 2030 году, однако политическая нестабильность и вооруженный конфликт на востоке страны привели к спаду экономики Украины и сокращению спроса на целый ряд товаров, включая смазочные материалы. Хотя рынок масел несколько сократился и по новому прогнозу будет расти более медленными темпами, без учета влияния политических факторов перспективы развития украинского рынка масел по-прежнему хорошие — в 2016 году ожидается прирост легкового автопарка на 7%, до 8,6 млн автомобилей, тогда как парк коммерческого транспорта должен увеличиться на 25% — до 3,4 млн единиц.
— На долю Украины на сегодняшний день приходится 10% российского экспорта смазочных масел. После того как в 2014 году объем соответствующего сегмента внутреннего рынка Украины сократился почти в три раза (с 755 тыс. т до 266 тыс. т), российские поставщики закрепили свое доминирование в этой сфере. На текущий момент их доля равна 47% от общего количества товаров (техмасел) в натуральном выражении (или 65 % всего украинского импорта смазочных масел), — отметил Кириков.
Старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб отметил, что основными российскими поставщиками смазочных материалов за рубеж являются «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».
— Основными рынками для российского экспорта смазочных материалов являются Европа и Украина. Доля поставок в страны ЕС уменьшилась с 50% в 2012 году до 37% в 2014-м. Спад в этом направлении компенсируется ростом экспорта в Китай и Турцию. Для восстановления спроса в странах ЕС и СНГ российские производители выходят на новые рынки, — сказал Вадим Иосуб.
По мнению аналитика «Финама» Алексея Калачева, рынок техмасел Украины является достаточно перспективным для российских компаний. Эксперт отмечает доминирование российских поставщиков на этом рынке.
— Рынок Украины остается достаточно большим и потому интересным, а по мере стабилизации внутри- и внешнеполитической ситуации и начала восстановления экономики станет еще и растущим. По итогам 2012 года, например, «Лукойл» являлся лидером этого рынка. Его доля (в натуральном выражении) составляла 28,5%. «Новойл» (Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «Башнефти») контролировал 11,9%. На долю «Газпром нефти» приходилось 4,6%, и 4% — на долю ТНК. То есть российские производители обеспечивали 49% потребностей Украины в моторных маслах. В текущих условиях эта доля наверняка сократилась, но тем не менее, я думаю, остается существенной, — отметил Калачев.
В «Газпром нефти» «Известиям» пояснили, что поставки компанией масел на Украину незначительны.
— Рынок этой страны не является для компании целевым, — отметили в пресс-службе компании.
В «Роснефти» и «Лукойле» не прокомментировали ситуацию. Однако в июне глава «Лукойла» Вагит Алекперов сообщал RNS, что Украина является премиальным направлением для поставок нефтепродуктов из России.
В исследовании отмечается, что еще одним выгодным направлением для сбыта российских масел является Белоруссия. Начавшийся в 2009 году рост спроса на смазочные материалы сохранится до 2030 года и составит 64% (в физическом выражении — 182 тыс. т). При этом среднегодовой темп роста рынка в ближайшее десятилетие составит около 3%.
Как поясняется в исследовании, рост белорусского рынка масел будет обеспечен увеличением автопарка. Здесь, как и на Украине, прирост рынка происходит за счет увеличения спроса на высокомаржинальные премиальные продукты.
Что касается отечественного рынка масел, то за счет девальвации рубля российские компании смогли вернуть себе родной рынок смазочных материалов, на котором ранее доминировали зарубежные компании.
Девальвация рубля привела к резкому удорожанию готовых масел зарубежных производителей, что в свою очередь повлекло существенное сокращение объемов их импорта — в 2015 году ввоз готовых масел снизился на 23%. Поэтому эксперты считают, что в среднесрочной перспективе отечественные бренды масел покажут динамичный рост. В долгосрочной перспективе их доля вырастет к 2020 году с 772 тыс. т почти до 950 тыс. т.