Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«И Urals, и ВСТО достойны быть «бенчмарками»

Главный исполнительный директор сырьевого трейдера Trafigura Джереми Вейр — о покупке доли в индийской компании, переговорах о мировой заморозке добычи и перспективах российской нефти
0
«И Urals, и ВСТО достойны быть «бенчмарками»
Фото: trafigura.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В рамках прошедшего саммита БРИКС «Роснефть» объявила о подписании договора купли-продажи 49% акций Essar Oil Limited у Essar Energy Holdings Limited и аффилированных с ней компаний, контролируемых семьей Руйя. В тот же день консорциум инвесторов, в который вошли международный трейдер сырьевых товаров Trafigura и инвестфонд UCP Ильи Щербовича, также заключил договор о приобретении 49% индийской компании. Essar оставила за собой 2%. Общая стоимость сделки составит $12,9 млрд. О целях покупки доли в индийской компании, перспективах переговоров по заморозке добычи нефти в мире и российских марках нефти «Известиям» рассказал главный исполнительный директор сырьевого трейдера Trafigura Джереми Вейр.

— Trafigura — один из крупнейших сырьевых трейдеров в мире. Несмотря на то что вашей компании принадлежат доли в уставном капитале различных инфраструктурных активов, она никогда не принимала участия в проекте такого масштаба в секторе нефтепереработки. На чем основывается решение об участии Trafigura в проекте Essar Oil?

— Участие в инвестициях в этот проект позволит обеспечить масштабные коммерческие преимущества для Trafigura  оно позволит нам занять стратегически выгодные позиции в крупном проекте по производству энергоносителей. Принадлежащий компании Essar Oil завод «Вадинар» (Гуджарат, Индия)  нефтеперерабатывающий актив мирового класса, ультрасовременный суперзавод, расположенный на пути стратегических поставок нефтепродуктов в центре спроса на Дальнем Востоке и вблизи промышленных центров Ближнего Востока.

«Вадинар»  один из крупнейших НПЗ Индии, уже ставший одним из важнейших источников удовлетворения растущего глобального спроса на энергоносители. Располагая доступом к мощностям хранения и портовой инфраструктуре мирового класса, данный актив открывает множество путей обеспечения синергии с нашим трейдинговым бизнесом  от поставок сырой нефти и закупок продукции нефтепереработки путем оптимизации глобальных и региональных потоков торговли сырьевыми товарами до совершенствования операций по фрахту судов и наращивания мощностей логистики. Компании Essar Oil также принадлежит розничная сеть по сбыту нефтепродуктов в Индии, насчитывающая более 2700 АЗС.

Приобретение миноритарной доли в уставном капитале Essar Oil позволит нам создать платформу для обеспечения максимальной выгоды от упомянутой выше синергии, а также повысить масштабность наших операций на индийском рынке. Оно позволит нам максимально эффективно использовать недавний успех в области наращивания потенциала нефтетрейдингового бизнеса в Мумбае.

Около пяти лет назад Trafigura уже предпринимала попытку выхода на индийский рынок, которая оказалась не столь удачной. За истекший период международные рынки испытали серьезный экономический шок. Но ваше желание работать в Индии неизменно. Почему?

— Trafigura ведет торговые операции с индийскими компаниями с 1993 года. В 2009 году мы создали в Индии операционное подразделение, в котором уже трудятся около 600 человек. В Индии мы уже имеем крупный бизнес по торговым операциям с аффинированными металлами, растущий нефтяной бизнес, предоставляем сервисные услуги компаниям нашей группы, а также выступаем в качестве оператора «Лайкос» (Lykos)  электронной торговой площадки, обеспечивающей повышение эффективности путем привнесения цифровых технологий в систему поставок аффинированных металлов малым и средним предприятиям Индии. Таким образом, мы располагаем глубоким знанием рынка, которое можем использовать в дальнейшем через соглашение с компанией Essar Oil.

— Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), в ближайшее время Индия обгонит Японию по объемам потребления нефти и нефтепродуктов. Этим можно объяснить решение Trafigura участвовать в проекте. Однако продукция НПЗ «Вадинар» скорее ориентирована на внутренний рынок Индии, в то время как Trafigura позиционирует себя скорее как международного игрока. Как вы предполагаете организовать сбыт нефтепродуктов с завода?

— Спрос на нефть в Индии в 2016 году составлял около 400 тыс. баррелей в сутки, что на 10% превышает аналогичный показатель предыдущего года. Это соответствует тому, что мы наблюдали в Китае в те годы, когда эта страна демонстрировала наиболее успешные экономические показатели. Мы предполагаем, что высокие темпы роста на нефть в Индии сохранятся.

— В настоящее время около половины объемов сырой нефти, перерабатываемой на заводе «Вадинар», поступает из Ирана. Вы планируете расширять географию поставок сырья на завод?

— Компанией Essar Oil будет управлять независимый орган  совет директоров. Именно он и будет принимать решения такого рода.

— Иран считают основным препятствием на пути переговоров по замораживанию добычи нефти. Считаете ли вы, что производителям нефти удастся достичь согласия в этом вопросе?

— Достижение согласия возможно, но есть два ключевых вопроса. Первый  получит ли нелимитированные квоты на добычу столь большое число стран, что это не скажется  на избыточных поставках? И второй  какими бы ни были соглашения, будут ли их соблюдать сами государства-члены (ОПЕК)? Вне рамок ОПЕК мы видим признаки того, что в ближайшем будущем США вновь начнут наращивание добычи нефти, о чем говорит наблюдаемый рост числа буровых установок. Если ситуация будет развиваться подобным образом, это еще больше усложнит положение.

— Какие цены на нефть вы прогнозируете на 2016 год и на 20172018 годы?

— Наша компания не занимается прогнозированием вектора цен на сырьевые товары и не делится своими прогнозами относительно спроса  мы оставляем это другим. Как правило, трейдеров сырьевых товаров интересует не столько абсолютный  высокий или низкий  уровень цен, сколько географические или технические различия в ценах на товары, позволяющие извлекать выгоду из операций с товарами и их транспортировки по всему миру.

— Низкие цены на нефть дают уникальную возможность приобретения активов. Рассматривает ли Trafigura возможности приобретения долей в уставном капитале сторонних производственных или инфраструктурных активов? Если да, то в каких странах?

— Мы не стремимся увеличивать объемы производства или товарооборота только во имя увеличения объема. Однако если существует возможность выгодно приобрести активы в соответствии со стратегией нашего основного бизнеса  трейдинга, мы, разумеется, рассматриваем такие возможности развития.

— Россия — один из основных производителей и поставщиков сырой нефти на мировой рынок. Однако торговые операции с российской нефтью осуществляются на основании региональных эталонных показателей (т.н. бенчмарков). По вашему мнению, возможно ли создание нового «бенчмарка» (например, основанного на нефти ВСТО)?

— Для того чтобы какая-либо марка нефти или какой-либо нефтепродукт начал использоваться в качестве «бенчмарка», необходимо, чтобы он поставлялся в достаточных количествах и эти поставки были надежны и стабильны. В нашей части планеты двумя основными «бенчмарками» являются Brent и Dubai. Объемы производства обеих марок сокращаются. Они несравнимы с марками Urals или ВСТО, демонстрирующими динамичный рост объемов. Поэтому не возникает сомнений в том, что и Urals, и ВСТО подходят для того, чтобы использоваться в качестве «бенчмарков».

Прямой эфир