Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бесполетная зона как знаковое событие

С какими странами и почему Россия прекращала авиасообщение в течение последнего десятилетия, сколько действовали запреты и как возобновлялись авиаперевозки — в специальной подборке «Известий»
0
Бесполетная зона как знаковое событие
Фото: РИА Новости/Максим Авдеев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

25 октября 2016 года исполнился год с момента прекращения прямого авиационного сообщения между Россией и Украиной. Кроме того, сегодня стало известно, что, по мнению экспертов, до весны 2017 года не стоит ждать возобновления авиаперелетов между Россией и Египтом.

С какими странами и почему Россия прекращала авиасообщение в течение последнего десятилетия, сколько действовали запреты и как возобновлялись авиаперевозки — в специальной подборке «Известий».

Россия и Турция: девять месяцев

Прямое авиасообщение между Россией и Турцией было прервано в конце 2015 года — запрет на прямые полеты вошел в комплекс мер, принятых Россией, после того как турецкие ВВС 24 ноября 2015 года сбили российский бомбардировщик Су-24 над территорией Сирии.

При этом авиасообщение с Турцией фактически приостанавливалось дважды — к лету 2016 года было принято решение о восстановлении регулярного сообщения: 28 июня президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил в Кремль послание, в котором принес извинения за инцидент с российским бомбардировщиком, 30 июня 2016 года президент России подписал указ о снятии запрета с продажи туристических путевок в Турцию (с использованием регулярных авиаперевозок), однако 16 июля в Турции произошла попытка государственного переворота и полеты российских авиакомпаний в страну вновь были приостановлены в целях безопасности.

С 22 июля Россия окончательно восстановила с Турцией регулярное авиасообщение. 9 августа 2016 года президенты России и Турции на встрече в Петербурге обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества. По итогам встречи Владимир Путин в том числе заявил, что чартерное сообщение между странами также будет восстановлено в ближайшее время. Первый чартерный рейс из Москвы в Анталью вылетел 2 сентября.

Россия и Египет: 11 месяцев

Россия ввела запрет на полеты в Египет 6 ноября 2015 года вместе с рядом других стран. За неделю до этого, 31 октября 2015 года, над Синаем разбился пассажирский лайнер российской авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Москву.

Вскоре после этого британские спецслужбы со ссылкой на перехваченные переговоры джихадистов заявили, что в египетском аэропорту на борт самолета была заложена бомба, и полеты большинства мировых авиакомпаний в страну были приостановлены.

17 ноября на совещании с президентом глава ФСБ РФ Александр Бортников официально подтвердил версию о теракте на борту самолета. Проведенная после этого проверка аэропортов Египта выявила проблемы с обеспечением безопасности авиаперевозок, и авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено на неопределенный срок — до устранения всех недочетов. Находившиеся в Египте российские туристы были эвакуированы специальными бортами.

О возможном возобновлении полетов в Египет впоследствии сообщалось несколько раз — в том числе в апреле и июле этого года, однако пока ни одно из известий не было подтверждено. Сегодня стало известно, что специалисты Минтранса готовятся провести очередную инспекцию египетских аэропортов, однако, по мнению экспертов, авиасообщение не будет восстановлено раньше весны 2017 года.

Россия и Украина: один год

Официально прямое авиасообщение между Россией и Украиной было прекращено с 25 октября 2015 года, а последний рейс Москва–Киев вылетел вечером 24 октября.

Запрет Москвы на полеты украинских авиакомпаний в Россию стал ответом на принятое еще в сентябре 2015 года украинскими властями решение запретить полеты российских авиаперевозчиков в страну. При этом глава российского Минтранса Максим Соколов называл сохранение авиарейсов возможным и заявлял, что страны могут провести переговоры. Однако 23 октября прошлого года его украинский коллега Андрей Пивоварский объявил об окончательном запрете на прямые авиаперевозки между Россией и Украиной с 25 октября. 

Пассажиропоток между двумя странами за первые восемь месяцев 2015 года составил, по разным данным, от 600 тыс. до 800 тыс. человек, большая часть из которых пришлась на долю российских авиакомпаний. После того как прямые рейсы были запрещены, у авиапассажиров осталась опция полета с пересадкой, в том числе через Минск или Ригу, однако цены на билеты значительно выросли.

О перспективах снятия запрета на прямые авиаперелеты пока ничего неизвестно, однако в августе 2016 года в Минтрансе России заявили о готовности начать переговоры с Украиной о восстановлении авиасообщения.

Россия и Грузия: шесть лет

Прямое авиасообщение между Россией и Грузией было прервано после конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Запрет на прямые авиаперелеты между странами действовал больше 6 лет.

В 2014 году представители двух стран договорились о частичном восстановлении авиасообщения: 27 октября того же года перелеты начали осуществлять чартеры. При этом полеты выполнялись на ежедневной основе, однако разрешение авиакомпаниям необходимо было получать в каждом отдельном случае. В то же году стороны договорились о возобновлении регулярных авиарейсов — разрешения получили семь российских и грузинских авиакомпаний.

Регулярное авиасообщение между странами было возобновлено с 17 апреля 2015 года. Первый рейс из Москвы в Тбилиси выполнила авиакомпания «Аэрофлот».

Прямой эфир