Молочные интервенции не помогут рынку
На общественное обсуждение вынесены поправки к закону «О развитии сельского хозяйства», которые допускают переработчиков к участию в молочных интервенциях. Согласно документу, первые в истории России государственные интервенции молока должны быть проведены в следующем году. В течение 2016 года Минсельхоз уже не раз совершенствовал законодательную базу под грядущие закупки. Но участники рынка и эксперты сомневаются в принципиальной необходимости проведения интервенций.
Как следует из проекта документа, поправки в закон вносятся для того, чтобы добавить к участникам интервенций переработчиков — предприятия, перерабатывающие сырое молоко в конечный продукт. До этого государство имело право закупать продукцию в интервенционный фонд только у сельхозпроизводителей и только произведенной ими продукции. То есть от участия в интервенциях фактически отсекались производители молочной продукции, работающие на приобретенном сырье (например, производители сухого молока). Летом нынешнего года в Минисельхозе пообещали исправить эту несправедливость и включить переработчиков в процесс интервенций.
Отметим, что молочные интервенции в России еще не проводились. Хотя производители молока постоянно сетовали на зависимость закупочной цены от сезона: летом молока много — цены низкие, зимой молока мало — цены высокие. Государство неоднократно предпринимало попытки ввести механизм интервенций для стабилизации ситуации на рынке, в частности, для выравнивания доходов животноводов. В начале нынешнего года Минсельхоз заявил о намерении начать закупки уже в этом году. Ведомством были определены девять регионов (в совокупности производящие 30% от всего объема молока), где будут проведены интервенции. Также называлась и сумма, которую предполагается выделить на закупку молока —от 800 млн до 1 млрд рублей. Закупить предполагалось 10 тыс. т молока. Летом перечень молочной продукции был расширен: если прежде в список входили только сливочное масло и сухое молоко, теперь в него включены питьевое молоко и сыры.
Участники рынка и эксперты отмечают, что новые поправки не так принципиальны, как вопрос о необходимости самих интервенций.
В «Союзмолоке» отметили, что к проекту документа у них претензий не возникло. Представитель отраслевой ассоциации пояснил: интервенции были перенесены на следующий год как раз из-за того, что документальную базу для них не успели подготовить.
Предправления ассоциации Андрей Даниленко сообщил «Известиям», что молочные интервенции — обычная мировая практика.
— Если государство будет летом его скупать и тем самым помогать производителям, чтобы те не попадали в тяжелые экономические условия, а потом — осенью, когда молока не хватает — будет выбрасывать на рынок сухое молоко и сливочное масло и тем самым сбивать цены, это будет положительно и для производителя, и для потребителя, — заявил он.
Напротив, не уверен в целесообразности интервенций руководитель одного из российских агрохолдингов.
— Интервенции как раз стимулируют сезонность. Летом с помощью интервенций цены будут нормализовываться, и это будет стимулировать производить много летнего молока. А зимой, когда на рынок будет поступать сухое молоко из фонда, мы будем наказывать тех, кто стремится производить достаточное количество молока зимой, — считает собеседник «Известий».
Независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова, в свою очередь, также уверена в том, что интервенции России не нужны.
— Россия относится к числу стран с низким уровнем развития молочного скотоводства. Из-за недостатка собственных молочных продуктов страна вынуждена завозить продовольствие из стран, субсидирующих экспорт. После объявления эмбарго на поставки молочной продукции из стран, присоединившихся к санкциям, Белоруссия, где поддержка сельского хозяйства в разы выше, чем в России, заметно нарастила экспорт. Место закупленной в интервенционный фонд продукции тут же займет дешевая белорусская, и Россия фактически просубсидирует белорусское производство, — пояснила она свою точку зрения.
Татьяна Рыбалова считает, что проблему сезонности необходимо решать другими способами.
— Положительный опыт по выравниванию объемов производства молока накоплен в Ленинградской области, где колебания надоев по месяцам в течение многих лет не превышают 10%, то есть коэффициент сезонности равен 1,1. Логичнее пойти по этому пути, более сложному, но и более надежному, а не изобретать новые схемы, — полагает эксперт.
По ее подсчетам, в 2015 году в период «большого молока» общественный сектор произвел 5,378 млн т молока. Если в ходе интервенций этот показатель снизится до 5,2 млн т, то особой разницы участники молочного рынка, особенно в регионах, не вошедших в список, не ощутят. Улучшится ситуация только у производителей молока — непосредственных участников интервенций.
Она также обращает внимание на то, что в мировой практике не существует опыта возвращения на внутренний рынок продукции из интервенционного фонда для последующей реализации. Кроме того, говорит эксперт, организация интервенций потребует немалых финансовых затрат.
— Для проведения интервенций необходимые средства будут переброшены с других проектов молочной отрасли, а доходность этого мероприятия вызывает сомнение. Велика вероятность, что по сути произойдет перераспределение субсидий в виде дополнительных бонусов животноводам, которые будут поставлять молоко на перерабатывающие предприятия, — сказала Рыбалова.
В Минсельхозе, впрочем, «Известиям» сообщили, что вопрос по окончательным суммам, выделенным на интервенции, пока не решен. Итоговое решение ведомство вынесет, скорее всего, в феврале-марте 2017 года.