Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вход в Новую Третьяковку в Москве будет закрыт для посещения до 18:00 7 декабря
Мир
Сын Трампа прокомментировал критику политики отца
Политика
В Кремле заявили о соответствии стратегии нацбезопасности США видению России
Мир
Вулкан Килауэа на Гавайях выпустил фонтан лавы высотой около 370 м
Общество
Налоговая закрыла одну из принадлежащих Филиппу Киркорову компаний
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» за неделю предотвратила 349 атак со стороны ВСУ
Мир
Макрон пригрозил Китаю пошлинами от ЕС из-за торговых разногласий
Общество
Адвокат рассказала об ожиданиях Лурье от ВС РФ по сделке с квартирой Долиной
Общество
Режиссер Вячеслав Криштофович умер в возрасте 78 лет
Мир
Ушаков рассказал об отличиях текущей администрации США от предыдущей
Спорт
Петр Ян победил Двалишвили и вернул титул UFC. 5 фактов о российском спортсмене
Армия
Стало известно о конфликтах в рядах ВСУ из-за попыток боевиков покинуть позиции
Общество
Потребление алкоголя в России сократилось до минимума за почти 30 лет
Мир
Президента Словакии внесли в базу сайта «Миротворец»
Мир
В Голливуде выразили тревогу из-за возможных увольнений после покупки Warner Bros.
Мир
СМИ сообщили о захвате военными в Бенине работников нацтелевидения в заложники
Мир
Ушаков рассказал об усилиях Уиткоффа и Кушнера в переговорах с Россией по Украине

Китайский монументализм с русским размахом

В столичном Манеже открылась выставка Цуя Жучжо — самого дорогого азиатского художника
0
Китайский монументализм с русским размахом
Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Возможностью познакомиться с монументальными рисунками Цуя Жучжо стоит воспользоваться даже тем, кто к современному искусству и восточной живописи равнодушен. Творчество 72-летнего мастера обладает редкой универсальностью: оно нравится и неофитам, и специалистам.

Отсюда — баснословные цены на картины Цуя, у себя на родине считающегося художником номер один. Аукционный рекорд был поставлен в прошлом году в Гонконге: полиптих из восьми частей ушел с молотка за $30 млн. Сложно представить, какова была бы суммарная стоимость экспонатов на московской выставке. Работ, аналогичных проданной в Гонконге, здесь с десяток, не говоря уже о более компактных творениях.

Всего в Россию привезли около 200 композиций крупнейшего современного пейзажиста. Сначала экспозиция с поэтичным названием «Мерцание гладкой яшмы» две недели гостила в санкт-петербургском Манеже, затем переместилась в Москву, где будет доступна для зрителей до конца октября. По словам куратора проекта, ректора Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семена Михайловского, организаторы стремились продемонстрировать монументальное искусство Цуя в соответствующих по размеру помещениях.

— В таких объемах, как Манеж, его искусство смотрится очень эффектно. Идешь — и видишь эти бесконечные горы, воды, природу, и это становится магнетическим пространством. Оно производит сильное впечатление именно кажущимся однообразием, — отметил куратор.

Особое место среди огромных пейзажей занимают два свитка: один длиной 60 м, другой — 40 м. Не меньшее впечатление производит техника Цуя. Художник рисует пальцами, смоченными тушью: ни одного неверного штриха, всё продумано до мелочей.

Впрочем, мастер не ограничивается национальными приемами. Некоторые работы и вовсе граничат с абстракционизмом — они же и наиболее интересны, поскольку лишены налета салонности. Но приклеить к Цую ярлык «китайский Ансельм Кифер» не получится. Западные приемы он растворяет в восточной эстетике, уходящей корнями в тысячелетние традиции.

Кажется, что все сюжеты мы уже видели на старинных китайских гравюрах. Горы, снегопад, реки с плывущими лодочками, причудливо изогнутые деревья, цветущие лотосы.... Подписи-эпиграфы не менее характерны: «Благоухание весеннего ручья наполнено опавшими цветами», «Тени и дождь вторят весеннему ветру», «Не знаю, насколько длинна горная тропа»…

Любовь Цуя к художественному слову проявляется и в целой серии каллиграфических работ. Огромные листы с рукописными иероглифами не оставляют нам шанса постичь и сотую долю заложенного в них смысла, зато создают необходимый настрой.

Цуй Жучжо как будто специально вступает в диалог с обывательскими представлениями о классической китайской культуре — мол, вот вам всё, чего вы ожидаете. Экзотика на экспорт. Однако любовь самих китайцев к Цую доказывает: за тиражированием хрестоматийных образов есть нечто большее, пусть и не всегда понятное зарубежному зрителю. Эта недосказанность — главная прелесть основательной и, казалось бы, комфортной для восприятия экспозиции.

Читайте также
Прямой эфир