Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Ограничения полетов в 11 аэропортов России продлили до 23 августа
Мир
Путин заявил о разрушении Западом системы европейской безопасности
Мир
Китай призвал одуматься сторонников независимости Тайваня
Мир
Трамп призвал опубликовать обоснование для его обыска
Мир
Иран направил ответ на предложения ЕС по ядерной сделке
Мир
Минобороны РФ заявило о нарушении ВСУ Женевской конвенции
Мир
МЧС России обезвредило в Донбассе 56 тыс. взрывоопасных предметов
Мир
Китай введет санкции против семи сторонников независимости Тайваня
Общество
В Европарламенте назвали неправомерным запрет на выдачу виз россиянам
Мир
В Запорожье призвали жителей Украины эвакуироваться в освобожденные регионы
Мир
Аналитик предрек Европе не имеющий аналогов в истории кризис
Мир
Число погибших в результате взрыва в ТЦ в Ереване возросло до 15

Елена Гагарина: «Я не романтик и не мечтатель»

Директор Музеев Московского Кремля — о музейном прагматизме, «Посольских дарах» и капсуле первого космонавта
0
Елена Гагарина: «Я не романтик и не мечтатель»
Фото предоставлено пресс-службой Музеев Московского Кремля
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Оружейной палате открывается III Международный музыкальный фестиваль «Посольские дары». С директором Музеев Московского Кремля Еленой Гагариной встретился корреспондент «Известий».

— Откуда такое любопытное название — «Посольские дары»?

 В Музеях Кремля хранится большая коллекция посольских подарков, а мы давно хотели, чтобы у нас был собственный фестиваль. В 2014 году, когда проводился перекрестный Год культуры Великобритании и России, у нас проходила выставка знаменитого шотландского дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша «Манифест нового стиля». Тогда и родилась идея музыкального фестиваля.

— Фестиваль объединил культурные традиции?

— Дипломатические отношения Великобритании и России насчитывают более 460 лет, и наглядным подтверждением тому служат ценнейшие экспонаты из собрания Оружейной палаты. Это драгоценные предметы, изготовленные иностранными мастерами и преподнесенные русским правителям английскими послами.

Проект «Посольские дары» — своего рода музыкальная реконструкция исторической традиции подношения даров, культурного обмена между странами. На старте проекта мы планировали поведение фестивалей ежегодно в рамках наших международных выставок и вот уже третий год продолжаем эту традицию, привлекая лучшие музыкальные коллективы. 

— Чем удивят «Посольские дары» в этом году?

— Они приурочены к масштабному музейному проекту «Элегантность и роскошь ар-деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels». Концерт-открытие будет посвящен легендарному антрепренеру Сергею Дягилеву — одному из вдохновителей художников стиля ар-деко.

На втором концерте мы представим музыку Игоря Стравинского, следующий концерт будет джазовый — в Оружейной палате прозвучат популярные джазовые композиции начала века в исполнении одного из ведущих джазовых ансамблей России — Moscow Ragtime Band. Гала-концерт закрытия мы посвятим европейской музыке 1910–1940-х годов — в нем примут участие российские и польские исполнители, прозвучат произведения Прокофьева, Равеля, Хольста, Хиндемита, Бартока и Шимановского.  

— На выставке представлены драгоценности от всемирно известных ювелирных домов. Могут ли эти бриллианты сравниться с сокровищами Музеев Кремля?

— То, что выставлено в Кремле, — произведения искусства высочайшего уровня. Не говоря уже о том, что всё это — мемориальные вещи, принадлежавшие царским и великокняжеским семьям, предметы, связанные с церемониями венчаний, коронаций и т.д. Рынок такого рода сейчас давно исчерпан.

Коллекция Cartier и Van Cleef & Arpels, представленная на выставке, — это вещи, созданные для очень значимых заказчиков в 1920–1930-х годах. Сейчас все известные ювелирные дома стараются формировать у себя такого рода музейные собрания. Эти произведения выкуплены у владельцев по совершенно баснословным ценам.

— Вызовет ли выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» такой же ажиотаж, как экспозиции Серова или Рафаэля?

— Выставка уже очень востребована. Но я бы не стала сравнивать масштабные проекты, о которых вы говорите, с нашими. Экспозиции Музеев Кремля занимают определенную нишу и всегда имеют очень высокую посещаемость, на пределе возможностей выставочных площадей, а они у нас совсем небольшие. 

— Каковы дальнейшие выставочные планы?

— В 2017-м, в перекрестный Год культурного туризма России и Франции, мы готовим выставку, посвященную Людовику IX Святому, познакомим российскую публику с достижениями средневековой культуры времен расцвета французской готики.

Людовик вошел в историю как идеальный средневековый государь, был руководителем двух крестовых походов, привез во Францию огромное количество святынь, прославился как покровитель искусства и науки.

— Какие экспонаты привезут из Франции?

— Старинные витражи, скульптуры, рукописи с миниатюрами. Вещей той эпохи сохранилось очень мало, ведь это XIII век. С нами сотрудничают Центр национальных памятников Франции, Лувр, Нотр-Дам, Музей Средневековья Клюни, другие крупные институции Франции, а также Государственный Эрмитаж и Публичная библиотека Санкт-Петербурга, в которой хранятся рукописи, связанные с Людовиком Святым.

Летом мы хотели бы показать выставку из частного собрания в Лондоне — коллекцию кимоно и эмали эпохи Мэйдзи. А в конце года планируем проект, посвященный Португалии как империи. Будут задействованы британские музеи, а также некоторые европейские и азиатские.

— Недавно в Москву прилетал Антонио Бандерас. Одним из его желаний было увидеть капсулу спускаемого аппарата «Восток» Юрия Гагарина, выставленную сейчас в Мультимедиа Арт Музее.

— На самом деле эту капсулу мало кто видел раньше. Она хранится в РКК «Энергия», и Ольге Свибловой удалось получить ее для экспозиции в МАММ. Когда в Лондоне была выставка «Космонавты. Рождение космической эры», спускаемый аппарат «Восток» не разрешили туда вывезти.

— А о какой выставке мечтаете вы?

— Я не романтик и не мечтатель — если чего-то хочу, то делаю. У меня уже есть планы на следующий год, и я работаю над их осуществлением. Организовать выставку, особенно международную, очень сложно. Кстати, наш музей не принимает готовых и передвижных выставок, нам это неинтересно. Мы делаем только свои — готовим их на основании концепций, придуманных нашими научными сотрудниками и кураторами.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир