Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

5 октября начинает свою работу вновь избранная Государственная дума седьмого созыва.

По итогам выборов в единый день голосования 18 сентября 2016 года в нижнюю плату российского парламента избрано 225 депутатов по партийным спискам и по одному представителю в 225 одномандатных округах. Из всех 450 депутатских мандатов 343 получила партия власти — «Единая Россия», вновь набрав конституционное большинство.

Фракцию «Единой России» структурно поделят на пять фракционных групп. Руководителем фракции ЕР в седьмом созыве останется Владимир Васильев. На пост председателя Госдумы седьмого созыва лично президентом Владимиром Путиным предложена кандидатура архитектора политической реформы 2012–2015 годов Вячеслава Володина. Надо полагать, эта кандидатура будет массово поддержана не только ЕР, но и остальными фракциями от других партий.

В Госдуме нового созыва количество комитетов сокращено до 26 (вместо 30 в шестом созыве). Из них только половина достается фракции большинства. «Единая Россия» оставляет себе комитеты по конституционному и уголовному законодательству, транспорту, природным ресурсам и собственности, образованию и науке, культуре, обороне, бюджету, регламенту, здоровью, безопасности, энергетике, делам национальностей, экологии. ЛДПР получает пять комитетов, в том числе один из ключевых — по международным делам. Пять комитетов у КПРФ и три — у «Справедливой России».

Вообще такой результат политической реформы и парламентских выборов вполне логично поднимает роль и значение нижней палаты парламента. То, что новый состав Госдумы с конституционным большинством ЕР возглавит куратор внутренней политики Кремля, говорит о том, что политическая трансформация продолжается. Теперь перед Вячеславом Володиным стоит не менее сложная задача заставить самостоятельно работать этот высший политический инструмент как слаженный организм при тесной координации усилий с администрацией президента и правительством.

Главная функция парламента кроме законотворчества состоит в обеспечении представительства жителей территорий округов и обратной связи с гражданами. Парламент перестает быть элитарным клубом корпоративных лоббистов и синекурой для чиновников исполнительной власти перед выходом на пенсию. Теперь артикулируется запрос на качественную и профессиональную политику. Каждому из 450 депутатов придется внимательно разъяснять своему избирателю суть законотворчества, те или иные законодательные инициативы, постоянно подтверждая у своего избирателя мандат на эту публичную и открытую работу.

Конечно, в стане оппонентов раздаются негромкие голоса скептиков. Дескать, теперь партия власти вообще не будет никого слушать. Все помнят, что предыдущее конституционное большинство «Единой России» в пятом созыве закончилось сакраментальной фразой: «Парламент не место для дискуссий». Однако при новых подходах к системе политического управления и, главное, к личностному аспекту нового руководителя парламента думается, что новая Госдума станет не только местом для дискуссий (и не только между депутатами, но и непарламентскими партиями, гражданским обществом и экспертным сообществом), но и реальным фундаментом государственной власти.

Безусловно, в условиях конституционного большинства существует масса особенностей, чтобы не сказать — сложностей управления. Степень ответственности партии власти вырастает кратно. Работа по проведению законов, которые необходимы для реформ политической и экономической жизни государства, с одной стороны, и жесткому соблюдению интересов гражданина — с другой — должна вестись с филигранной точностью.

Организация работы всей Думы, соблюдение интересов всех избирателей, в том числе и не прошедших в парламент партий, — серьезная и амбициозная задача для нового руководства Госдумы, которое будет избрано на первом заседании осенней сессии седьмого созыва 5 октября.

Непростая внешняя повестка, усиливающиеся вызовы внутри страны требуют от депутатов такой профессиональной работы. Таким видит новый парламент подавляющее большинство граждан страны. Не оправдать такого доверия — нельзя.

Автор — директор Международного института новейших государств

Все мнения >>

Прямой эфир