Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Паутина «Инстаграма»

Экзистенциальный психолог Анетта Орлова — о том, как социальные сети могут деформировать личность
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Повальное увлечение социальными сетями распространяется со скоростью пандемии. Одним из самых популярных и массовых сервисов становится «Инстаграм». В чем феномен этой соцсети? Какие возможности получают пользователи, а самое главное — чем им приходится за эти возможности расплачиваться?

Популярность «Инстаграма» объясняется легко: современный человек чрезвычайно трепетно относится к собственной персоне как к информационному ресурсу. Проект задействует именно это свойство человеческой личности в максимальной степени. Важная деталь: за счет явного преобладания визуального контента текст становится лишь небольшим дополнением к тому «месседжу», который пользователь хочет транслировать аудитории, а потому и не требует больших временных и интеллектуальных затрат для размещения поста. Все делается буквально в два-три клика.

Войти в эту сеть легко, но очень нелегко выйти — во всех смыслах этого слова. Доказать это несложно. Достаточно просто сравнить базовые принципы сетевого поведения в «Инстаграме» с поведением в других популярных социальных сетях — например, в «Фейсбуке» или «Твиттере».

«Фейсбук» предполагает некую претензию на интеллектуальность — он направлен на то, чтобы пользователь получил возможность заявить о своих ценностях, продемонстрировать уровень профессиональной самореализации. Эта сеть нередко становится и политической платформой, площадкой для выражения мнений по различным животрепещущим и острым вопросам. Именно «Фейсбук» славится обилием «экспертов по всем вопросам». И нередко составить полноценный психологический портрет человека, его личностную характеристику можно по его комментариям, лайкам и прочим «виртуальным следам».

«Твиттер» изначально ориентирован на небольшие текстовые месседжи, он существует прежде всего как инструмент вербального выражение собственной гражданской позиции или политических взглядов.

Специфика «Инстаграма» кроется в тотальном преобладании визуального контента. А это, как правило, приводит к тому, что у людей начинает развиваться потребность в непрерывной самопрезентации и в стремлении к постоянной публичности. Причем если в «Фейсбуке» акт самопиара осуществляется в основном через попытку показать собственную компетентность, знания, авторитетность и экспертную позицию, то в «Инстаграме» на первый план выходит самопрезентация через внешнюю привлекательность, демонстрацию социального статуса, нередко — сексуальности. То есть всего того, что легко и просто передать через визуальные образы.

Именно поэтому «Инстаграм» в большей степени, чем другие социальные сети, навязывает культ успеха. Можно возразить: «А что в этом плохого? Ведь успех — это здорово, к нему надо стремиться». Безусловно, так. Но ведь любое стремление может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты. Успех тоже имеет свою обратную сторону.

На самом деле, если человек воспринимает мир как пространство, где ему надо любой ценой доказать свою успешность и быть лучше других, прикладывает к этому все силы и при этом все время сталкивается с тем, что кто-то все-таки оказывается лучше, чем он, в конце концов это способствует развитию депрессивных расстройств.

В «Инстаграме» люди конструируют реальность собственной жизни. Для того чтобы выглядеть лучше, они используют фотофильтры. Для того чтобы продемонстрировать свой безупречный образ жизни — лайфстайл, они запечатлевают только те моменты, которые могут вызывать восхищение. Все, что обыденно и банально, все, что связано с рутиной, естественно, не выкладывается. А фотографии с яхтинга, с Канарских островов, с Маврикия и из мишленовских ресторанов размещаются с удовольствием.

Пользователи начинают жить в ощущении, что мир требует от них чего-то особенного. В «Инстаграме» самым ярким мерилом ценности человека становится его социальный и публичный успех.

Кстати, для подростков наблюдение за чужой жизнью в «Инстаграме» нередко становится непосильным испытанием. Очень часто они не имеют возможности соответствовать тем критериям успешности, которые там культивируются, и это может доводить подростка даже до попыток суицида.

Есть и другая сторона отрицательного влияния на личность: убежденность в собственной уникальности, превосходстве над остальными людьми, завышенное мнение о своих талантах, постоянная потребность быть в центре внимания. Восхищения нужно все больше, его всегда мало.

Особенно ярко это отображает любимый инстаграмовский жанр селфи. При сборе откликов и лайков постепенно у любителя «селфиться» развиваются черты, присущие нарциссическим личностям. Селфи фокусирует человека на самом себе. Эти люди внимательно следят за обратной связью, за комментариями, которые оставляют под фото. Негативный отклик может надолго испортить им настроение.

Нередко, как это ни парадоксально, пользователь становится зависимым от чужой зависти! Зависть окружающих повышает самооценку и становится фактически топливом для жизни. Все вокруг становятся для него источником формирования мнения о самом себе, причем никогда нет достаточного количества положительного мнения, которое их устроило бы.

Постепенно такие люди теряют способность проявлять истинный интерес к другому человеку в реальной жизни. Они теряют возможность выстраивать полноценный контакт, потому что их взгляд по-настоящему направлен только на самих себя.

Такие «социальные эксбиционисты» переносят в сеть буквально всю свою жизнь. У пользователя остается ощущение, что он упускает что-то. Приходя на театральное представление, новый блокбастер или литературный вечер, инстаграмер в первую очередь должен отразить его в сети. Все это отнимает у человека способность быть в настоящем.

Конечно, совершенно необязательно, что соцсети непременно на всех должны оказывать пагубное влияние. Здесь, как и в жизни, все люди разные. Но главное состоит в том, что соцсети делают человека зависимым от внешней оценки. В этом смысле важно не позволить таким искусственным факторам начать управлять собой.

 

Автор — кандидат социологических наук

Все мнения >>

Прямой эфир