Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Милосердная кисть Альбера Марке

ГМИИ подготовил мультипликационный тизер к выставке живописца, распахнувшего окна в мир перед нашими бабушками и дедушками
0
Милосердная кисть Альбера Марке
Фото пресс-службы ГМИИ им. А.С. Пушкина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ГМИИ имени Пушкина теперь тоже можно почувствовать запах воды. Но воды иной, чем в Третьяковке на Крымском Валу, где проходит выставка Айвазовского. 27 сентября посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков увидят буксирчики, гавани и воду Сены, запечатленную Альбером Марке.

Пожалуй, нигде в мире постимпрессиониста Альбера Марке не любят так, как у нас. Друг Матисса, современник Пикассо и Дерена, он как-то особенно запал в душу советского человека не только потому, что в 1930-е бывал в Советском Союзе и считался другом нашей страны.

«Возьми мольберт, Альбер Марке, и нарисуй мне Сену. Туманно-серый Нотр-Дам и Гамбургский тот порт», — пел уже в 1980-е бард Михаил Кукулевич.

Грубые, неизящные мазки Марке, писавшего в сотый раз из окон своего дома очередной вид Нотр-Дама, волновали отечественного зрителя так, словно бы распахивали перед нашими бабушками и дедушками не нарисованные, а реальные окна в мир.

Потому, несмотря на камерность, после грандиозных Рафаэля и Пиранези новая выставка в Пушкинском «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» особенно ностальгическая и желанная. 

«Ведь это он научил художников передавать воду белилами. Ведь это он с необычайной смелостью ввел употребление натурального черного цвета... Ведь это он наглядно показал, что цвет — это эпитет, который может с предельной, лапидарной, почти научной точностью определить качество предмета — будь то чугунная ограда Сены, буксирный пароход или куст боярышника на сельской меже», — писал о Марке Валентин Катаев.

Но простому зрителю мало дела до белил и использования черного цвета. Главное — другое. Как говорил поэт, его кистью водила «милосердная рука». Все его картины — о счастье. Даже в самые серые дни небо над Парижем — светлое. И этот свет, как никому другому, удавалось передать Марке. И потому его полотна, уносившие зрителя в мир грез, позволяли лучше справиться с хмурой реальностью, где «хмурый ангел слезы льет, не ведая о чем».

К открытию выставки ГМИИ подготовил видеотизер в виде мультфильма, построенного из оживших картин художника.

— Этот тизер — не первая видеоработа ГМИИ. Ранее мы делали тизеры к выставке Бакста и Пиранези. Но главной нашей задачей было не запечатлеть сюжет из жизни художника, как это сделали коллеги из Третьяковки, а передать атмосферу живописных полотен,  — рассказала «Известиям» менеджер интернет-проекта ГМИИ Тамара Великоднева. 

Увидеть буксирчики, гавани, почувствовать запах парижской воды можно будет до 8 января 2017 года в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14).

В экспозиции участвуют 69 картин Марке из музеев и частных собраний московских и французских коллекционеров, а также — произведения советских художников, вдохновленных творчеством французского коллеги.

Милосердная кисть Альбера Марке

Прямой эфир