Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Дмитрий Иванов: «Цирк обязан быть разным»

Новый гендиректор «Росгосцирка» — о том, почему раньше были Юрий Никулин и Карандаш, а сегодня — лошади и дрессированные собачки
0
Дмитрий Иванов: «Цирк обязан быть разным»
Фото: пресс-службы ФКП "Росгосцирк"
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всемирный фестиваль циркового искусства «Идол-2016» в Большом Московском цирке завершился победой артистов «Росгосцирка», получивших Гран-при и множество других призов. Однако обозреватель «Известий», пришедший поздравить нового гендиректора компании Дмитрия Иванова, услышал, что поводов для радости не так много.

— Вы получили в наследство большое и сложное хозяйство. Как оцениваете состояние компании?

— Как критическое. И пришел я в «Росгосцирк» как антикризисный менеджер. Ситуация действительно непростая — накопилось множество компонентов, играющих на отрицательный результат. Это и дисбаланс в прокате, и то, что долгое время не обращали внимания на художественную составляющую...

— Каков антикризисный план? Назовите хотя бы несколько пунктов, пожалуйста.

— Прежде всего это создание высокохудожественной продукции. Второе — приведение в порядок циркового хозяйства, имущественного комплекса. Третье — повышение профессионального статуса циркового артиста. Сегодня, к сожалению, непрестижно работать в цирке. Необходимо отремонтировать цирковые общежития и гостиницы — большую часть времени артист и его семья проводят там. И, конечно, нужно, чтобы появлялись имена. Сегодня цирк в большой степени обезличен, а зритель идет на имя.

— А как же цирковые династии? Запашные, например, успешно работают. Или они не делают ныне погоды?

— В этой сфере опять-таки дисбаланс. Мы можем назвать несколько династий, которые сегодня являются олицетворением российского цирка. Но новых имен появляется не так много. Взгляните на афиши: «В программе — обезьяны, лошади, дрессированные собачки…» А раньше в афишах значились Юрий Никулин, Карандаш, Леонид Енгибаров, Маргарита Назарова... Его величество имя. Мне бы хотелось, чтобы новые имена стали такими же популярными.

— Что, по-вашему, явилось причиной снижения уровня нашего цирка?

— К сожалению, это системный кризис. Не было должного контроля со стороны руководства. Мало внимания уделялось созданию новых номеров, аттракционов. Были допущены серьезные кадровые потери — из «Росгосцирка» ушел наш золотой фонд — те же Запашные, Нестеровы, Майхровские… Была потеряна взаимосвязь с режиссерами, композиторами, художниками по костюмам, сценаристами. То есть с теми, кто формирует художественный уровень цирковых номеров и программ.

— С другой стороны, в минувшие годы шла интенсивная реконструкция цирков, чтобы было где показывать высокохудожественные программы...

— Если коротко, предыдущее руководство чересчур увлекалось хозяйственной сферой. А одно другого не исключает. «Росгосцирк» — как птица о двух крылах. Одно — хозяйственный и имущественный комплексы, второе — творчество. Только с помощью двух крыльев компания может подняться на какую-то высоту.

— Для формирования «творческого крыла» ваш предшественник Вадим Гаглоев хотел добавить в структуру «Росгосцирка» дирекцию творческих программ во главе с народным артистом Вячеславом Полуниным. Поддерживаете эту идею?

— Вячеслав Иванович — удивительный сценический актер. Не артист цирка, его предназначение, судьба — все-таки сцена. Если он придет с каким-то проектом, конечно, мы порассуждаем, подумаем на эту тему.

— Как «сценического актера» вы его видите, а в качестве руководителя — нет?

— Не совсем так. Я готов обсудить с ним этот вопрос.

— Вернемся к большой цирковой семье, которой грозят неприятности. Я имею в виду постановление правительства РФ №568 о запрете совместной работы близких родственников. Запашный, например, должен уволиться сам или уволить брата. Наверняка и вы столкнетесь с подобными ситуациями. Ваши действия?

— Постановление — это закон, а законы должны исполняться. Другое дело, что иногда их нужно пересматривать. Цирк — династийное искусство. И что теперь нам делать? Выжечь каленым железом Запашных, Никулиных? А как же преемственность поколений? Как молодежь наберет опыт, не работая в цирке? Должны быть исключения из правил. В конце концов, мы не государственная или муниципальная служба, а унитарное предприятие, коммерческая организация. На цирк, театр, на творческие профессии в целом действие этого постановления не должно распространяться.

— Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин потребовал отменить запрет. Вы готовы выступить консолидированно?

— Конечно! В первых рядах. Необходимо объединиться, выработать общее мнение и добиваться результата.

— Парадокс, но «Росгосцирк», крупнейшая российская компания, не имеет своей площадки в Москве. Ваш предшественник не смог решить эту проблему. Что вы намерены предпринять?

— Для артистов очень важно выступить в столице, но я бы не стал концентрировать на этом внимание. Предназначение цирка — гастрольная жизнь, переезды. А мы с удовольствием предоставляли и будем предоставлять артистов — для Большого Московского цирка, для цирка Никулина. Главное в этом вопросе — не наличие собственной столичной площадки, а конструктивные отношения с московскими художественными руководителями и директорами.

— В советские времена валютную выручку «по культуре» на 60% обеспечивали гастроли Союзгосцирка. Сейчас, насколько я знаю, гастрольная деятельность практически на нуле?

— Мне бы очень хотелось, чтобы словосочетание «российское цирковое искусство» звучало так же звонко и ярко, как это было в советские времена. Но зарубежные импресарио, приезжая, смотрят и отбирают. А если нечего показывать? Тогда и контрактов нет. То есть мы опять-таки возвращаемся к созданию художественного продукта.

— Существуют два магистральных направления циркового искусства: цирк-спектакль и цирк-дивертисмент. Что как директору вам ближе?

— Я поддержу все направления. Мы не можем показывать однотипные спектакли в городах, куда приезжает цирк. Должны быть дивертисмент, программа со сквозным драматическим развитием, представление с элементами хай-тека… Цирк остается цирком, но он обязан быть разным. Как в музыке — одну и ту же сонату Моцарта Рихтер, Софроницкий, Нейгауз и Крайнев играют по-разному.

— Нашей газете в следующем году исполнится 100 лет. Что бы вы пожелали сотрудникам и читателям «Известий»?

— «Росгосцирк» и «Известия» — почти ровесники. Разница в два года — декрет о государственном цирке был подписан в 1919-м. Из профессионального отношения журналистов к своему делу складывается общее впечатление о газете, и она становится либо интересной, либо неинтересной. «Известия» являются, на мой взгляд, одним из самых интересных печатных изданий. Желаю, чтобы «Известия» как газета и просто известия были только добрыми.

Биография гендиректора

Дмитрий Евгеньевич Иванов окончил Ижевское музыкальное училище и Уральскую академию государственной службы при президенте РФ. Работал концертмейстером, артистом филармонии, музыкальным редактором, директором благотворительного фонда. В 2000 году стал гендиректором Государственного цирка Удмуртии, в 2009-м возглавил министерство культуры республики, спустя пять лет вернулся в цирк. На посту гендиректора «Росгосцирка» сменил Вадима Гаглоева. В ведении компании на сегодняшний день находятся 53 подведомственных учреждения, из них 35 цирков, художественно-производственный комбинат, центр циркового искусства, питомник, гостиницы и т.д.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир