Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО за шесть часов сбили 11 беспилотников ВСУ над регионами России
Мир
На Украине задержали почти 13 тыс. мужчин за попытки незаконно пересечь границу
Общество
Число погибших при атаке ВСУ на Хорлы увеличилось до 28
Мир
Посольство РФ призвало россиян в Иране соблюдать меры безопасности
Мир
Минобороны РФ заявило о попытке Киева фейками отвлечь внимание от теракта в Хорлах
Общество
Соцфонд назначил семь пенсий семьям погибших при теракте в Хорлах
Общество
Умер российский актер Андрей Хорошев
Мир
Буданову предложили возглавить офис президента Украины. Пять фактов о начальнике ГУР
Мир
Bloomberg сообщило о росте состояния богатейших россиян в 2025 году
Мир
Эстония запретила въезд священнику РПЦ якобы по соображениям безопасности
Мир
Президент Мексики прервала встречу с журналистами из-за землетрясения
Мир
Маск анонсировал начало массового производства мозговых имплантов в 2026 году
Мир
Начальником ГУР Украины вместо Буданова станет глава внешней разведки Олег Иващенко
Мир
Трамп и Эрдоган обсудят конфликт на Украине в ходе телефонного разговора 5 января
Мир
Генсек ООН после удара по Хорлам заявил о неприемлемости нападения на гражданских
Происшествия
Три мирных жителя пострадали при атаках ВСУ на Белгородскую область
Мир
Глава бельгийского центра кибербезопасности сообщил о потере Европой интернета

Заграница не поможет

Политолог Алексей Мухин — о том, почему решение Минюста испугало руководство «Левада-центра»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Признание «Левада-центра» иностранным агентом со стороны Минюста едва ли можно интерпретировать как «предвыборную инициативу властей».

Либеральное крыло, конечно, именно эту интерпретацию события положит в основу новой серии нападок на верховную власть, тут можно не сомневаться. Хотя речь, вероятнее всего, на самом деле идет о довольно рутинной процедуре, запущенной через Минюст: подобной проверке подвергается большинство более или менее активных организаций.

Ведомство оценивает уровень и качество внешнего — иными словами, иностранного — финансирования организации исходя из вполне определенных критериев. Так получилось, что «Левада-центр» этим критериям соответствует, и решение о внесении социологического центра в соответствующий реестр было принято.

Теперь слово за юристами «Левада-центра», а его руководство уже посчитало, что внесение в данный реестр ущемляет его права и послужит ограничением его профессиональной деятельности. Тем не менее напомним, что ряд НКО, ориентированных на правозащитную деятельность и имеющих весьма критическое отношение к властям, нашли в себе силы полностью или большей частью отказаться от внешнего финансирования и перешли, что называется, на «внутрироссийские источники». В результате они не попали в реестр «иностранных агентов» и существуют до сих пор, проводя свою работу и не жалуясь, в общем, на жизнь.

Даже если «Левада-центру» не удастся покинуть реестр и убедить Минюст в несостоятельности его претензий, статус «иностранный агент», помимо имиджевого обременения по нынешним временам, ни де-факто, ни де-юре никак не ограничивает деятельность организаций.

Морально-психологический аффект, который организация явно испытала в результате внесения в реестр, вскоре должен пройти, и признание руководства данной автономной некоммерческой организации в том, что «это означает уничтожение нашей исследовательской организации» (Лев Гудков), явно сделано сгоряча.

Вообще существует некоторое противоречие в заявлениях, сделанных руководством «Левада-центра»: с одной стороны, оно призналось, что доля иностранных заказов в работе центра не была не только определяющей, но и просто — значительной, однако, с другой стороны, «центр придется закрыть», если не удастся покинуть реестр... В общем, это напоминает истерику.

Вместо того чтобы искать выход из ситуации, идут банальный шантаж и попытка оказать давление на государственные органы.

Точно так же в свое время известный либеральный экономист Сергей Гуриев, ныне поступивший на службу в Европейский банк реконструкции и развития, в панике покинул страну, когда ему показалось, что против него могут возбудить уголовное дело из-за его экспертных связей с ЮКОСом Михаила Ходорковского. Дело не было возбуждено, но Гуриев так и не вернулся из Франции, пополнив ряды лжеполитэмигрантов, и не стесняется в выражениях, когда надо резко покритиковать руководство своего бывшего Отечества.

Безусловно, данными обстоятельствами вокруг «Левада-центра» воспользуется «несистемная оппозиция», которая только и ищет предлога, чтобы делигитимировать результаты выборов в нижнюю палату парламента и пополнить копилку социально взрывоопасных поводов для организации протеста.

Воспользуется новым поводом порассуждать на тему «тоталитарной сущности режима» и либеральное сообщество.

В этом контексте создается впечатление, что решение Минюста по включению «Левада-центра» в реестр иностранных агентов можно было бы расценить как политически недальновидное. Ведь принимая во внимание, что это решение станет предсказуемо резонансным, его можно было бы и отложить. Однако следует помнить, что у юристов свои резоны и в своих действиях они ориентируются прежде всего на соблюдение процедурных норм.

И, повторюсь, это лишний раз доказывает, что решение о «Левада-центре» обусловлено сугубо процессуальными рамками и никак не увязано с электоральной повесткой.

Автор — генеральный директор Центра политической информации

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир