Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
НХЛ обновила логотипы в соцсетях в честь Александра Овечкина
Общество
В Республике Коми трое взрослых и ребенок пропали без вести на озере
Спорт
Болельщики «Вашингтона» назвали Овечкина величайшим игроком всех времен
Мир
Сийярто назвал главу МИД Эстонии ярым сторонником конфликта на Украине
Мир
Около 10 тыс. человек вышли на митинг в поддержку Ле Пен в Париже
Общество
В Москве объявили «оранжевый» уровень погодной опасности
Мир
Один человек погиб при крушении спасательного вертолета в Японии
Мир
Зеленский призвал США организовать производство ЗРК Patriot на Украине
Общество
Ликвидированы четыре очага ландшафтных пожаров в Дагестане
Мир
США не будут откладывать введение в действие пошлин
Мир
В Белом доме связали отсутствие пошлин в отношении России с переговорами
Мир
В ЦАХАЛ сообщили об успешном перехвате большинства выпущенных из Газы ракет
Происшествия
В Москве госпитализировали школьника и его сестру после химических опытов
Спорт
Овечкин забросил 895-ю шайбу в НХЛ и побил рекорд Гретцки
Общество
Умерла народная артистка Украинской ССР Таисия Литвиненко
Армия
Боевики ВСУ использовали храм в Курской области как опорный пункт
Мир
Нетаньяху сообщил о планах обсудить с Трампом пошлины США

Эксперты констатируют активное развитие 25 партий в России

В фонде ИСЭПИ считают, что спойлеры и неактивные структуры могут потерять партийный статус
140
Эксперты констатируют активное развитие 25 партий в России
Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев
Выделить главное
Вкл
Выкл

Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) подготовил доклад «Партийное поле России накануне единого дня голосования 2016 года», в котором констатирует активное развитие 20–25 партий, которые и будут в перспективе определять облик российской партийной системы, а также предрекает ликвидацию целого ряда политических организаций, не выполняющих требования российского законодательства — участие в выборах различного уровня. С другой стороны, отмечается, что ничто не мешает и появлению новых партий.

В целом, как подчеркивают эксперты, главное, что происходит в партийной системе, — это накопление качества (за счет мягких квалификационных требований и выделения в системе реально дееспособных партий) при сохранении максимальной открытости и легкости регистрации партий.

В ИСЭПИ провели мониторинг активности партий в эту выборную кампанию (по итогам этапа регистрации для участия в выборах) и сделали вывод, что к 2021 году (выборы в Госдуму) партийная система России будет насчитывать 20–25 партий. 14 из них автоматически сохраняют регистрацию за счет попадания в бюллетень на предстоящих в сентябре выборах в Государственную думу. Еще около десятка партий останутся благодаря выдвижению кандидатов на региональных и муниципальных выборах.

«При этом партийная система будет естественным путем очищена от большинства политтехнологических партий-спойлеров благодаря институциональным параметрам избирательной системы, заложенным в нее в ходе донастройки в 2014 году. Остальные партии, особенно те из них, кто за это время укоренился в отдельных субъектах РФ или муниципалитетах даже в случае ликвидации к 2020 году за невыполнение норматива по географии участия в выборах, смогут продолжить выдвигать своих кандидатов на местные выборы уже как общественные организации», — отмечается в докладе.

В этом году для большинства новых партий, которые были созданы на волне политической реформы 2012 года, истекает половина срока протяженностью семь лет, в течение которого в соответствии со статьей 37-ФЗ «О политических партиях» их нельзя ликвидировать за невыполнение основной функции — участие в выборах в определенном количестве субъектов РФ.

Для сохранения партийного статуса организация должна соответствовать одному из критериев: быть зарегистрированной в федеральном списке на выборах в ГД-2016, кандидат от партии должен быть зарегистрирован на выборах президента в 2018-м, кандидаты от партии должны принять участие в выборах губернаторов в девяти регионах, партийные кандидаты должны быть зарегистрированы на выборах в региональные заксобрания не менее чем в 18 субъектах, партийные кандидаты или списки должны быть зарегистрированы на муниципальных выборах в 43 регионах (не менее 50% субъектов РФ).

В запасе у малых партий есть три электоральных цикла (2017, 2018 и 2019 гг.). Но уже в единый день голосования в сентябре 2016 года у непарламентских партий есть возможность получить или расширить количество квалификационных льгот на выборах различного уровня — результат в 3% на выборах в Госдуму дает «общероссийскую льготу» и возможность в течение ближайших пяти лет выдвигать кандидатов без сбора подписей на выборах всех уровней во всех регионах. 18 сентября также пройдут выборы в 39 региональных парламентов. Прохождение хотя бы в один из них по партспискам дает непарламентским партиям «федеральную квалификацию» на следующие выборы в Госдуму — право выдвигаться без сбора подписей. Если партия получает 3% голосов на выборах в заксобрание субъекта, то она получает «региональную квалификацию», что позволяет в течение пяти лет выдвигать кандидатов без сбора подписей на выборы всех уровней в этом регионе.

Все эти льготы могут облегчить партиям жизнь для выполнения важного норматива — география участия в выборах депутатов парламентов субъектов РФ и членов муниципальных самоуправлений. Если «квалификация» не получена, то для регистрации партсписка или кандидатов в заксобрание или муниципальное собрание придется собирать подписи избирателей (мера введена в 2014 году).

В докладе отмечается, что процедура сбора подписей не стала фатальной для активных малых партий: для участия в предстоящих выборах в 39 региональных парламентов сдали 95 списков, 38 из них прошли регистрацию (40%). Кроме того, работающие партии с региональной сетью и своей идеологией вполне могут удержаться в политическом поле, среди них Казачья партия РФ, Трудовая партия России, Партия за справедливость. 

— На сегодняшний день у нас зарегистрировано 74 партии. Из них в выборах хотя бы эпизодически участвовали только 52. А если говорить о более-менее постоянной партийной работе, включая и участие в выборах разного уровня, то ее ведут как раз порядка 25 партий. Например, сейчас 17 малых партий (кроме парламентских плюс «Яблоко») имели квалификацию в том или ином регионе, — отметил глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский.

По его словам, 13 малых партий хотя бы в одном регионе успешно зарегистрировались по подписям. Всего сейчас в выборах регионального уровня активны 24 партии помимо четырех парламентских и «Яблока».

— И это довольно высокий уровень открытости и конкурентности партийной системы, причем не номинальной от количества зарегистрированных партий, но реальной, показывающей значительное количество реально работающих партий. Вот эти порядка 25 партий и будут составлять основу развития партсистемы далее, в том числе когда истечет  семилетний срок подтверждения регистрации партий их регулярным участием в выборах, — уверен Дмитрий Бадовский.

Он также отметил важное отличие 2016 года от выборов 2011 года, когда система регистрации (семь партий в 2011-м и 74 — в 2016-м) и последующей квалификации партий (иметь фракции в 28 регионах в 2011 году и фракцию в одном регионе — в 2016-м) не является запретительной. Более-менее регулярная партийная работа (в этом году взять без подписей один муниципальный мандат в регионе — чтобы в следующем участвовать автоматом в выборах в заксобрание, и если прошёл, то получить автоматическую федеральную квалификацию) обеспечивает партии доступность всех уровней квалификации. Система же сбора подписей выступает лишь дополнительным способом «быстрого» вхождения в региональную политику и также не является заградительной (в 40% случаев партии регистрируют списки по подписям).

В экспертной среде дали положительную оценку выводам доклада о совершенствовании партийной системы.

— Была дана возможность достаточно легко создавать партии. Но если проводить параллели с коммерческим сектором, то одно дело — зарегистрировать фирму, другое дело — сделать ее успешной. Партии должны представлять определенную группу, общественные интересы, а не только людей, которые эту партию создали. Понятно, что более 70 партий — много, нет столько политически активных групп населения. На мой взгляд, если посмотреть на страны Европы, признак устоявшейся политической системы — это не большое, а малое количество партий, — полагает политолог Глеб Кузнецов.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением