Три дня на исходе лета: как это было
В полумраке Белого зала Музея Москвы посетителей встречают фотографии — цветные и черно-белые, сделанные классиками фоторепортажа Георгием Пинхасовым, Михаилом Дашевским, Александром Земляниченко, Сергеем Леонтьевым, Юрием Лизуновым, Игорем Гавриловым, Валерием Щеколдиным, Игорем Мухиным и снятые на «мыльницу» непрофессионалами.
В центре выставочного зала — телевизор, транслирующий балет «Лебединое озеро»: верный знак беды. 19 августа 1991 года прервать танец маленьких лебедей могли только включения с заседаний ГКЧП.
— События августа 1991-го Музей Москвы показывает сквозь призму человеческих чувств, взаимоотношений, записанных воспоминаний. Феномен ГКЧП предстает здесь как эпизод коллективной памяти городского сообщества, — рассказала директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
Проект Музея Москвы рассчитан главным образом на тех, кто помнит и ценит историческую значимость тех событий. По просьбе кураторов выставки Евгении Кикодзе и Ирины Чмыревой студенты Института профессиональной и любительской фотографии вышли на улицы города и спросили москвичей, что они помнят о тех событиях и где находились в тот момент. Воспоминания очевидцев можно услышать, надев наушники.
— Я как раз окончил школу и готовился поступать в институт, — вспоминает 43-летний Кирилл. — Подробностей не припомню, но после разгрома путча складывалось ощущение, что всё серьезно меняется к лучшему.
36-летняя Елена в день переворота гостила у бабушки.
— Помню, что по телевидению показывали «Лебединое озеро», а мы ждали «Санта-Барбару», — вспоминает она.
Пока люди ждали заморскую «Санта-Барбару», в стране начиналась своя.
— Мы с женой и сыном первый раз в жизни собирались отдохнуть на Кипре, — вспоминает фотограф Александр Земляниченко. — Но утром меня разбудил телефонный звонок коллеги, сказавшего, что по телевизору — Чайковский. Мне показалось, что я слышу гул танков. Я живу недалеко от Останкино. Оделся и пошел смотреть. Двери телецентра были блокированы военными. Как-то само собой получилось, что об отпуске я перестал думать — взял камеру и пошел работать. Тогда мне казалось, это были две бесконечные недели труда: и день, и ночь. А потом была победа, салют над Красной площадью и огромная радость...
За фоторепортаж о путче в августе 1991-го Александр Земляниченко был награжден престижной Пулитцеровской премией. А фотография Юрия Лисунова, на которой президент СССР Михаил Горбачев с семьей выходит из самолета, вернувшего их в Москву из Фороса, стала победителем Международного конкурса фотографии World Press Photo 1992 года.
Выставка работает до 23 сентября.