Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инициатива российских авиакомпаний по изменению правил провоза ручной клади вызвала волну негодования потребителей. Чтобы разобраться, нужно ли пересматривать существующие сегодня нормы, попробуем взглянуть на ситуацию и со стороны потребителя, и со стороны перевозчика.

Перефразируя известное изречение Публия Тернеция, можно сказать: «Сколько потребителей, столько и предпочтений». Впрочем, в одном мы удивительно схожи: большинство предпочтёт получить услугу лучшего качества за меньшие деньги. Но чудес не бывает: наиболее массовыми становятся товары и услуги не самого высокого качества и не с максимальным набором полезных свойств. Их главное достоинство — доступность по цене. На фоне существования шедевров автомобилестроения дороги забиты относительно доступными машинами; рестораны, отмеченные звездами Мишлен, проигрывают по количеству клиентов фастфуда. И вовсе неудивительно, что в салонах бизнес-класса путешествует меньше людей, чем в экономклассе.

Мировая индустрия авиаперевозок наглядно показала, как стремление увеличить масштабы бизнеса меняет облик отрасли. Сервис в сегменте массовых перевозок сегодня существенно скромнее, чем 30–40 лет назад, однако количество авиапассажиров возросло многократно. Важно отметить, что, опуская нижнюю планку цены, авиакомпании прежде всего привлекали новых пассажиров, которые ранее не могли себе позволить роскошь полета. И они не замечали, что услуга стала хуже — они лишь обнаруживали, что авиапутешествие им теперь по карману.

Российская авиаиндустрия не стала исключением из правил, по которым живет весь авиационный мир. Появление лоукостера «Победа» чувствительно встряхнуло рынок, и крупные отечественные авиакомпании, такие как S7 Airlines, «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» были вынуждены пересматривать свою коммерческую политику, чтобы не потерять клиентов. Буквально в течение трех месяцев эти перевозчики ввели новые безбагажные тарифы, которые позволяли пассажирам, летящим только с ручной кладью, экономить около 1–2 тыс. рублей в одну сторону.

Эффект от нововведения был очень заметный: во-первых, такие билеты стали пользоваться популярностью. В летний сезон почти треть, а зимой — и до половины клиентов приобретали перевозку по такому тарифу. Во-вторых, названные авиакомпании смогли не просто сохранить объемы перевозок при сокращающейся активности потребителей, они прирастили пассажиропоток на 15–20% к предыдущему году.

В то же время клиенты, не привыкшие летать налегке, не остались внакладе. Множество авиакомпаний не стало вводить безбагажные тарифы, а те, кто свою коммерческую политику пересмотрел, оставили и возможность приобрести билеты с включенной нормой провоза багажа.

Таким образом, можно не сомневаться, что если решение о сокращении нормы бесплатного провоза ручной клади до 5 кг будет принято, а авиакомпании введут еще более облегченные тарифы, то желающих сэкономить будет предостаточно. Равно как и останутся авиакомпании, которые сохранят прежние условия провоза багажа. Залогом же сохранения ценовой доступности авиаперевозок будут не строгие ограничения, прописанные в авиационных правилах, а высокий уровень конкуренции на рынке.

Теперь посмотрим на ситуацию со стороны авиакомпаний. Действительно ли они сэкономят, если нормы провоза ручной клади будут сокращены до 5 кг, как это, кстати, было до 2007 года? Если считать «в лоб», то, облегчив ношу каждого пассажира на несколько килограммов, перевозчики сократят расход топлива на доли процентов. Важнее системный эффект. Если приучить пассажира путешествовать налегке, без чемоданов и с минимумом ручной клади, выиграть можно будет на многом.

Например, посадка на борт будет происходить быстрее, если клиенты не станут долго распихивать свои вещи по багажным полкам. Это позволит на несколько минут сократить время обслуживания самолетов в аэропортах, снизить непроизводительный простой. Место в багажных отделениях можно будет занять почтовыми отправлениями и попутным грузом — авиакомпания получит неплохой дополнительный заработок. Чем меньше багажа, тем меньше риски его повредить или потерять. Пассажир без багажа сможет пройти регистрацию через интернет или воспользоваться киоском самообслуживания. Это означает, что авиакомпания сможет для регистрации на рейс заказывать в аэропортах меньше стоек.

Наконец, человек, не обремененный вещами, легче на подъем. Представляется, что именно таким и хотят видеть своего клиента авиакомпании: динамичным, свободным в своем выборе и часто летающим.

Автор — исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»

Все мнения

Комментарии
Прямой эфир