Минтранс рекомендовал автокомпаниям закупить противосонные устройства

Экспертный совет при Минтрансе РФ по импортозамещению и повышению инновационности госзакупок в транспортном комплексе включил в список рекомендуемых к закупке товаров российский «Прибор контроля предупреждения засыпания водителя за рулем автомобиля по кожно-гальванической реакции».
Речь идет об устройстве StopSleep, разработанном российской компанией «ПФС-Диагностика»: это наручное устройство в виде перстня, надеваемого на два пальца.
На держателях устройства расположены восемь измерительных контактов, соприкасающихся с кожей на пальцах водителя. Прибор контролирует состояние водителя по изменению проводимости кожи — перед погружением в сон проводимость кожи резко снижается. Как только это происходит, прибор начиняет вибрировать. Если признаки засыпания водителя регистрируются повторно, прибор вместе с вибрацией начинает издавать резкие звуковые сигналы.
Сон за рулем традиционно является одной из основных причин смертельных аварий. В России таких аварий — примерно 20% (точной статистики нет, поскольку после ДТП не всегда удается точно установить, спал ли водитель в момент происшествия). Зарубежные источники, например французский «Национальный институт сна и бессонницы» (INSV), дают такую же статистику: примерно каждое пятое ДТП в Европе обусловлено сонливостью водителей. Конкретная цифра от страны к стране меняется, но в целом 20% — это усредненный показатель количества аварий, произошедших из-за того, что человек заснул за рулем.
Бороться с сонливостю водителей стараются самыми разными способами. И новейшие технологии здесь в помощь (хотя, строго говоря, регистрацию кожно-гальванической реакции нельзя отнести к новейшим технологиям, этот же принцип используется в полиграфах — «детекторах лжи»). Например, есть устройства, регистрирующие наклон головы водителя (по виду напоминают наушники), они издают звуковой сигнал, когда водитель характерно «кивает». Есть устройства, следящие за движениями глаз, — они регистрируют характерные плавающие движения глазных яблок и увеличение продолжительности закрытия глаз.
На российских железными дорогах применяется «Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста» (ТСКБМ) — устройство, также основанное на контроле кожно-гальванической реакции. Машинист надевает браслет, через который автоматика контролирует его состояние. Если машиниста клонит в сон, ему предлагается нажать рукоятку прибора. Если он этого не сделает, поезд будет остановлен автоматически.
Ведущие автопроизводители разрабатывают собственные системы контроля бодрствования водителей. Например, Mercedes-Benz с 2011 года устанавливает систему Attention Assist, которая анализирует множество показателей: курсовую устойчивость, динамику управления рулевым колесом, скорость движения и так далее. Если система «понимает», что водитель утомлен, на информационной панели появляется предупреждение, подается звуковой сигнал.
General Motors внедряет в автомобилях устройство на основе уже применяемой в авиации системы компании SeeingMachines, которая контролирует степень открытия глаз и направление взгляда водителя. Регистрируя признаки усталости, система сигнализирует о необходимости остановки.
Читайте также: