Генеральные штабы России и Турции связала прямая линия
«Горячая линия» между генеральными штабами РФ и Турции заработала в тестовом режиме, сообщил «Известиям» информированный источник в военном ведомстве. По его словам, турки частично приняли российские предложения относительно организации работы линии, но в процессе работы они намерены подготовить собственные пожелания. Предполагается, что успешное сотрудничество по данному вопросу станет первым шагом к масштабному расширению военного сотрудничества между Москвой и Анкарой. Эксперты отмечают, что сейчас есть серьезные предпосылки для создания российско-турецкого военно-политического союза прежде всего для борьбы с террористами в Сирии.
— В настоящее время в рамках «горячей линии» российские и турецкие военные выстраивают систему работы и взаимодействия, — рассказал «Известиям» представитель российского оборонного ведомства. — Турецкая сторона в ходе проведенных переговоров ознакомилась с нашими предложениями и частично приняла их. При этом турецкие военные подготовили свой пакет предложений. Итогом совместной работы должны стать протокол по предотвращению инцидентов и сотрудничество между военными двух стран по сирийскому вопросу.
12 августа о возобновлении контактов на уровне начальников штабов России и Турции и достижении договоренности об организации прямых линий связи сообщило иранское информагентство Press TV.
Российско-турецкая «горячая линия» представляет собой две рабочие группы в каждом из генштабов. Между ними установлены прямая телефонная связь и электронная линия обмена информацией в режиме реального времени.
Как подчеркнул источник «Известий» в Министерстве обороны, «горячая линия» станет своего рода пробным шаром, ее успешная работа станет первым шагом к расширению военного сотрудничества между Москвой и Турцией.
Напомним, 11 августа после встречи лидеров двух стран в Петербурге прошли консультации высокопоставленных представителей спецслужб, военных и дипломатов. На пресс-конференции по итогам переговоров министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу дал понять, что речь идет о создании механизма взаимодействия всех трех ведомств, главным направлением работы которого будет Сирия.
Чуть позже пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын уточнил, что по итогам переговоров между главами государств в Санкт-Петербурге договоренность о восстановлении линии была достигнута.
— Мы договорились поддерживать тесный контакт, чтобы избежать инцидентов. В рамках этих усилий глава нашего генштаба и глава российского генштаба возобновили работу прямой линии. Они ведут переговоры по данному вопросу, — рассказал Калын турецким СМИ.
Эксперты отмечают, что Анкара сейчас действительно заинтересована в возобновлении сотрудничества.
— «Горячая линия» существовала и прошлой осенью, но тогдашний премьер-министр Мехмет Давутоглу не был поклонником России и не способствовал интенсификации контактов, — сказал политолог, эксперт по Ближнему Востоку и Кавказу Станислав Тарасов. — После попытки переворота в стране Эрдоган заинтересован в том, чтобы «горячая линия» работала. Запад обещал ему величие, а «арабская весна» привела к тому, что в стране началась фактически гражданская война. Россия единственная не отвернулась от Турции.
По мнению Тарасова, турецкие военные могут оказать серьезную помощь в борьбе с ИГИЛ (деятельность организации запрещена в РФ).
— Просматривается компромисс по Сирии, поскольку обе стороны заинтересованы в сохранении территориальной целостности этой страны, а Запад ведет дело к превращению Сирии в конфедерацию, — отметил эксперт. — Если Москве и Анкаре удастся договориться, то сирийская и турецкая армии зажмут ИГИЛ с двух сторон.
Тюрколог Владимир Аватков, директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии, считает восстановление контактов по военной линии главным достижением петербургской встречи президентов.
— Нужно начинать с малых шагов, которые способствовали бы восстановлению контактов и доверия, — сказал Аватков. — И «горячая линия» — как раз такой шаг. Нужно наладить обмен информацией.
Эксперт подчеркнул, что в нынешней ситуации военное сотрудничество может стать ступенью к новому уровню российско-турецких отношений.
— Турция трансформируется, выстраивает новую внешнеполитическую линию, параллельно идет перестройка внутренней политики, — резюмировал Аватков. — Нам нужно воспользоваться моментом, чтобы извлечь для себя максимум дивидендов.
Читайте также: