Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
Стартовал прием заявок на международную премию #МЫВМЕСТЕ 2023
Мир
В Верховной раде заявили о неспособности Украины сражаться до изнеможения
Интернет и технологии
В США предрекли миллионам людей по всему миру потерю работы из-за ИИ
Мир
Эксперт рассказал о последствиях сближения Молдавии и Украины с ЕС
Мир
Глава минцифры Украины заявил о формировании трех ударных рот беспилотников
Мир
Депутат бундестага уличил Запад в желании утаить правду по «Северным потокам»
Происшествия
В Москве приостановлено движение на участке фиолетовой линии метро
Мир
Байден заявил об исчерпании полномочий по ужесточению контроля над оружием
Спорт
Исполком МОКа рекомендовал допускать до турниров не поддерживавших СВО спортсменов
Мир
США не будут передавать Украине беспилотники MQ-9
Спорт
Дацик пообещал пожать руку Джонсону после его нокаута
Мир
Глава ПМР заявил о пути к мировой войне через Приднестровье
Спорт
Тарасова отметила необходимость для РФ соблюдать любые условия МОКа

Ольга Свиблова: «Культура — это мягкая дипломатия»

Директор Мультимедиа Арт Музея — об итогах «Фотобиеннале-2016», столетних деревьях и молодых художниках
0
Ольга Свиблова: «Культура — это мягкая дипломатия»
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Московский Мультимедиа Арт Музей даже в летнее время не прекращает активной выставочной работы: пять экспозиций в Москве и шесть в регионах демонстрируют различные направления и стили фотографии. Некоторые из действующих выставок были представлены в рамках «Фотобиеннале-2016», ставшей одним из самых масштабных культурных событий года. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова ответила на вопросы корреспондента «Известий».

— «Фотобиеннале-2016» позади, хотя некоторые выставки еще доступны зрителю. Можете оценить, как прошел проект в целом?

— Известно, что трудно начинать, но еще сложнее — продолжать. Я боялась, как ребенок перед экзаменом, и для этого были все основания. Нам пришлось на ходу переделать всю логистику биеннале, потому что мы рассчитывали въехать в центральный выставочный зал Манежа 17 марта, а 20 января мы получили известие, что в Москве состоится Культурный форум и нам надо выезжать с этой площадки ровно 17 марта.

Было очень страшно и очень трудно. Но нам удалось. И если смотреть на всю программу, то сегодня, когда все страхи уже позади, я могу сказать — всё получилось так, как было задумано. И даже лучше. Например, я не знала, как будет выглядеть выставка Сюнсукэ Франсуа Нандзе «Лес забвения». Мы обсудили это на словах во время моей четырехдневной поездки в Японию, но саму инсталляцию художник создавал в Москве, в наших ателье.

— И как вам результат?

— Получилось гениально! История о тайне, в основе которой — произведение японской классической литературы. В центре повествования — лес. Никто не знает, сколько людей исчезло в этом лесу и почему. Сюнсукэ удалось сделать безумно чувственную инсталляцию невероятной красоты, которая еще и мультимедийна по своей природе. Вспыхивающий стробоскопический свет направлялся звуком. А звук шел от пластинки, сделанной из суперпрочного дерева, спиленного в этом лесу. Дереву больше ста лет. Иголка проигрывателя двигалась по его годовым кольцам. Абсолютная магия!

— Японское искусство вообще стало заметным акцентом «Фотобиеннале-2016». Почему вы решили показать именно Японию и выбрали именно этих мастеров?

Ольга Свиблова: «Культура — это мягкая дипломатия»

— Показать Хироси Сугимото я мечтала двадцать лет. Он суперзвезда, поэтому его было так трудно привезти к нам. Но за исключением творчества этого художника японская фотография мало известна в мире. И мы решили исправить этот пробел. Из нашей собственной коллекции выставили фотографию 1870–1880-х годов, сопроводив ее хайку и хокку авторства Андрея Черкасенко.

Далее мы показали японский модернизм в лице Осаму Сиихара, и это оказалась первая его большая музейная выставка. Я впервые увидела его работы 18 лет назад, а уже сейчас нашла в Париже фонд, которым управляет его сын. Нам быстро дали материал, и мы эту экспозицию сделали. Теперь она поехала в Японию, в музей модерна. То, что японцы берут выставку своего художника, сделанную нами, — это наша гордость. Мы открыли многих фотографов и для себя, и для других стран.

— Сложная внешнеполитическая ситуация не помешала делать интернациональный проект?

— Отношения между государствами бывают сложными, но культурный мост всегда дает возможность продолжать диалог. Поэтому так важно, что биеннале — международный проект. Культура — мягкая дипломатия. Например, ситуация с Турцией хотя и налаживается, но всё равно непростая. Тем более мы должны крепить культурные связи. И вот мы сделали выставку турецкого фотографа Юсуфа Севинчли, и это оказалась самая крупная выставка, которую он когда-либо имел. Да и успех у публики был огромный.

— Как на фоне иностранных коллег выглядят наши фотохудожники? Вы их показываете ничуть не меньше. В частности, сейчас в Мультимедиа Арт Музее демонстрируется выставка к 10-летию Школы Родченко, а в Екатеринбурге вы показываете работы новокузнецкой школы фотографии.

— Главный фокус биеннале, конечно, на развитии русского искусства. Надо показывать наше, иначе никто не покажет. К нам приезжает зарубежная пресса — ее, конечно, интересует то, что делают русские художники. И потом иностранные журналисты в восторге пишут, что наше биеннале — лучшее в мире и уставшие европейские институции должны смотреть на нас и учиться.

В лучшем зале музея прошла выставка Жени Гранильщикова — выпускника нашей Школы Родченко. А у Саши Веревкина одновременно были выставлены два проекта. Мы не забываем и об истории отечественной фотографии — здесь тоже немало белых пятен. Показали гениальную новокузнецкую школу — Владимира Соколаева, Владимира Воробьева и Николая Бахарева. И это стало открытием гуманистической фотографии в России — они художники не меньшего уровня, чем Анри Картье-Брессон или Марк Рибу. И если Бахарев уже был номинирован на все крупнейшие премии, а его работы находятся в главных музеях мира, то Соколаев и Воробьев — чистое открытие.

Невероятный зрительский успех имела и выставка архива Михаила Смодора «Уездный город Галич» — ее посмотрело примерно 217 тыс. человек. Это, конечно, новая страница и в истории русской фотографии, и в истории России в фотографии. Людям важно было увидеть жизнь своей страны, сконцентрированную внутри небольшого города, понять, как развивалась русская действительность в невероятно динамичное время — с 1918 по 1936 год.

И больше всего здесь интересна не материальная культура, хотя она была фантастически интересной в российских городах, а то, как изменялись лица. Выражение лиц на индивидуальных и групповых портретах очень четко показывает, как меняются эпохи.

— Сегодня тоже непростое время. Насколько сейчас людям нужно искусство?

— Культура особенно важна во время кризиса. В нашем музее повысилась посещаемость. Люди находятся в тревоге (не только у нас — во всем мире), и в момент, когда приходят в музей, получают, во-первых, витальную энергию, а во-вторых — возможность спокойно подумать над вопросами, которые волнуют нас всех.

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир