Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Большой театр принял Фигаренко и Калиостро

Сочинения Микаэла Таривердиева прозвучали на главной сцене страны
0
Большой театр принял Фигаренко и Калиостро
Фото: РИА НОВОСТИ/Борис Кауфман
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Большой театр открыл фестиваль, посвященный 85-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева. Сочинения замечательного мелодиста в его афишу никогда не входили, тем не менее ГАБТ предоставил Новую сцену для проведения концерта, а также обеспечил мероприятие творческими силами — ансамблем скрипачей, оркестром и артистами Молодежной оперной программы.

— Когда к Большому театру обратились с просьбой открыть фестиваль Таривердиева, мы с удовольствием откликнулись. Не только потому, что я был знаком с Микаэлом, но и потому, что мы с большим уважением относимся к его творчеству, — пояснил выбор гендиректор Большого театра Владимир Урин.

Таривердиев-композитор считал себя представителем «третьего направления». Собственно, он и ввел в обиход этот термин — не «попса» и не высоколобый академизм, а качественная, хорошо сделанная музыка, равно доступная как музыкантам, так и любителям.

Впрочем, те, кто пришел в Большой с намерением послушать композиции из «Семнадцати мгновений весны» или «Иронии судьбы», попали не по адресу. Эти шедевры в программу не вошли. Присутствовали, правда, не менее популярные фрагменты из кинооперы «Король-олень» в исполнении Гоши Куценко, Полины Агуреевой и Евгения Дятлова, но и они погоды не сделали.

Зато поклонники «честной» оперы остались в выигрыше. Прозвучало сразу несколько произведений в этом жанре, в том числе фрагменты никогда не исполнявшийся «Женитьбы Фигаренко» (1990). 

Опера-буфф, написанная в пору расцвета перестроечных кооперативов, повествует о приключениях дамского парикмахера по фамилии Фигаренко. В соавторстве с невестой, мастером мужских причесок Сюзоновой, он решил открыть частную парикмахерскую. Зампред исполкома Альмавивов — брюзга и бюрократ — препятствует начинанию, что не мешает ему назначить тайное свидание подруге цирюльника. В финале каждого действия появляются девятиголосные ансамбли, при сочинении которых композитор, по его словам, «жутко смеялся».

Артистам, исполнявшим эти «веселые» эпизоды, было, однако, не до смеха. Сергей Радченко (тенор), Руслана Коваль (сопрано), Александр Киреев (баритон), Марта Данусевич (сопрано), Илья Кутюхин (баритон), Борис Рудак (тенор), Евгения Асанова (меццо-сопрано), Даниил Чесноков (бас) и Константин Сучков( баритон) — вот те, кто преодолел технические рифы и в итоге вырулил к яркому, бурлескному и мелодичному ансамблю.

Оперу для молодых «Кто ты?» на стихи Вознесенского, Рождественского, Евтушенко, Кирсанова и Винокурова композитор написал в 1966 году для спектакля выпускного курса Бориса Покровского в ГИТИСе. Вскоре курс разъехался. Произведения Василия Аксенова, чья повесть «Пора, мой друг, пора!» легла в основу либретто, запретили, и опера фактически умерла. А жаль. Соединение разговорной интонации с высоким стилем по сей день выглядит свежо. Ну а широко известная песенка «На Тихорецкую» («Вагончик тронулся») в оперном варианте обнаруживает неожиданную обстоятельность.

«Графа Калиостро» — современный вариант повести Алексея Толстого (сотрудник музея-усадьбы влюбляется в даму со старинного портрета) — хорошо помнят завсегдатаи Камерного музыкального театра (КМТ): для его труппы Таривердиев сочинил большинство своих опер. Для прочих зрителей приятным удивлением стала изящная имитация музыкальных жанров XVIII века — игривая ария в исполнении приглашенной солистки Большого театра Нины Миносян и горестная тирада графа Калиостро — Андрея Жилиховского: «Мы были, мы были, и больше нас нет...»

После перерыва расчувствовавшийся зал получил еще одну порцию лирики — женскую монооперу «Ожидание» на стихи Роберта Рождественского (1985), которая и по сей день украшает афишу КМТ. Сомнения и надежды безымянной героини (солистка ГАБТа Екатерина Морозова) выглядели вполне убедительно. Хотя в напряженном ожидании счастья певица оказалась куда более настойчивой, чем того требовала деликатно выписанная музыкальная ткань.

Справка «Известий»

Микаэл Таривердиев (1931–1996) — композитор, пианист. Автор опер, балетов, симфонии, песен, романсов, камерных вокальных циклов и музыки к кинофильмам. Международный фестиваль «Запомни этот миг», приуроченный к 85-летию со дня его рождения, проходит с 19 июля по 23 ноября в России, Европе и США.

Большой театр принял Фигаренко и Калиостро​​​​​​​​​​​​​​

Комментарии
Прямой эфир