Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Госдума сделает социальный разворот

В новом созыве нижней палаты парламента станет больше представителей некоммерческих организаций и бюджетного сектора и меньше бизнесменов
0
Госдума сделает социальный разворот
Фото: Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Партии решили удовлетворить запрос общества на обновление нижней палаты парламента. Это следует из анализа партийных списков, которые были поданы в Центризбирком. Политики-профессионалы с четкой профориентацией и кандидаты-одномандатники станут новым лицом Госдумы. При этом каждая из четырех парламентских партий, участвующая в выборах 2016 года, одинаково представлена как профессионалами-политиками (в том числе выходцами из региональных заксобраний), так и общественниками и представителями бюджетного сектора (врачи, учителя). Политологи склонны видеть в этом «социальный разворот» Госдумы, который избавит ее от бизнес-лоббистов и политиков — любителей пиара. Главным отличием нового состава Госдумы от нынешнего станет существенное снижение числа представителей бизнеса. А главный тренд седьмого созыва — личная ответственность политиков.

Примечательно, что некоторые парламентские традиции, видимо, всё же будут сохранены. Судя по партспискам, в парламенте, скорее всего, снова окажется больше мужчин, чем женщин. Например, из 607 кандидатов от «Единой России» женщин всего 119. В списках других партий также остается мужское большинство. Так, в «Справедливой России» женщин меньше 20% от общего числа (всего свыше 400 человек), а в ЛДПР из свыше 400  кандидатов — около 60 женщин. В КПРФ также наблюдается гендерное доминирование, из свыше 400 кандидатов — женщин более 70.

Большинство кандидатов от «Единой России» в следующий созыв Госдумы государственные и муниципальные управленцы — из 358 человек 343 действующих депутатов. Общественников и представителей некоммерческих организаций — 63 кандидата, из них 54 человека идут по федеральному списку, а 9 — по одномандатным округам. Бюджетников – 68 кандидатов (54 списочника и 14 одномандатников). Коммерческий сектор от партии власти на выборах будут представлять 118 человек (86 списочников и 32 одномандатника).

У ЛДПР также половина списка кандидатов — действующие парламентарии всех уровней. Работники здравоохранения и образования — 10%. Из сферы производства — 20%. Юристов 40%, экономистов — 20%.

У «эсеров» — в основном депутаты, предприниматели, представители социальных профессий.

Самый возрастной список кандидатов традиционно у коммунистов. Весомую его часть составляют действующие парламентарии, а остальные кандидаты распределились между представителями бюджетной сферы, производственниками и предпринимателями.  

В седьмой состав нижней палаты российского парламента баллотируются в 2–3 раза меньше коммерсантов, чем в прошлые созывы, отмечает политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. По его мнению, Госдума пополнится за счет людей, которые посвятили свою жизнь политике.

— Большинство из этих людей были заняты в общественных организациях, ОНФ или уже работали депутатами. Таких людей в следующем созыве будет много. Количество бизнесменов в Думе будет резко сокращено. Уже сейчас видно, что они даже мало где заявились по округам, — пояснил эксперт.

Это связано с тем, что представители коммерции уже не имеют большого желания заниматься политикой, находясь в представительных органах власти, считает Матвейчев, так как действующие законодатели выработали и приняли ряд законов, ограничивающих участие политиков в экономической сфере. Кроме того, политолог уверен, что властный ресурс в современных реалиях уже не сможет помочь бизнесу в решении его вопросов, как это было возможно раньше.

— 1990-е годы давно закончились, когда наличие властного ресурса давало депутатам и чиновникам какие-то дополнительные возможности для развития своего бизнеса, — отмечает эксперт.

В думской кампании 2016 года есть негласная установка на то, чтобы предприниматели не рассматривали позиции в парламенте в качестве «покупных», считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. Однако, по его словам, этот факт вовсе не исключает прохождения в Госдуму ряда представителей бизнеса.

— В некоторых случаях они являются достаточно эффективными коммуникаторами и могут быть профессиональны как политики, — говорит эксперт.

На предстоящих федеральных и региональных выборах выделяется тренд на повышение требований к политическим качествам кадров, которые рекрутируются партиями, в особенности — в крупнейшей, уверен Ремизов. 

— Партия власти хочет опираться на людей, которые готовы принести собственный ресурс поддержки, а не растрачивать ее социальный капитал в обмен на свой финансовой капитал, — поясняет он. — Политическая культура подразумевает, что люди понимают, что полезными на своем месте могут быть политики, которые профессиональны в своих областях, по крайней мере, которые специализируются на конкретных темах. Поэтому политики, которые приходят в публичную политику, достигнув профессиональных вершин и завоевав репутацию, как правило, воспринимаются лучше.

Директор «Международного института новейших государств» Алексей Мартынов отмечает, что кадровые политики представлены в основном в партийных списках. В свою очередь, в одномандатных округах будут выдвигаться лидеры общественного мнения (ЛОМы). Именно среди них можно обнаружить представителей бюджетной сферы и сотрудников некоммерческих организаций.

— Новый созыв Госдумы можно будет охарактеризовать тремя определениями. Первое — Дума будет представительной, второе — в парламент войдут представители широкого политического спектра, третье — в Думе будет усилено представительство территорий через одномандатников, которые напрямую будут обязаны своему избирателю, — уточнил эксперт.

Член экспертного совета ИСЭПИ Алексей Зудин согласен с тем, что профессиональные политики будут доминировать в партсписках парламентской четверки. Однако он уверен, что выборы 2016 года пройдут в русле двух основных трендов.

— В первую очередь стоит напомнить о том, что выборы проходят по смешанной системе. В новом созыве Госдумы появятся одномандатники, а это уже институциональный фактор. В то же время, судя по данным ВЦИОМа, общество желает видеть в Госдуме депутатов, умеющих наладить коммуникативный контакт с избирателем, — уверен эксперт.

Вторым трендом предвыборной гонки 2016 года, по его мнению, будет соперничество за электорат между «новыми общественниками», которые представлены сотрудниками НКО, и «старыми общественниками», то есть выходцами из «бюджетного сектора». При этом Зудин уверен, что такой тип кандидата, как «лидер общественного мнения», одинаково полно представлен как в одной, так и в другой группе.

Относительно партийных списков политолог склонен полагать, что профессиональные «государственные служащие», представленные узкоспециализированными кадрами вроде экономистов или юристов, обязательно пройдут в седьмой созыв ГД.

Среди парламентских партий наиболее сбалансированной с точки зрения наличия ЛОМов и профессиональных политиков выглядит «Единая Россия». Зудин считает, что правящая партия с помощью предварительного голосования смогла определить электоральные предпочтения избирателя, что позволило ей сбалансировать профессиональных депутатов лидерами общественного мнения.​​​​​​​

Комментарии
Прямой эфир