Совет Россия–НАТО: полярные позиции по всей повестке

Заседание Совета Россия–НАТО, прошедшее 13 июля в Брюсселе, стало третьим с начала украинского кризиса и приостановки всех переговоров альянса с Москвой. По информации «Известий», против возобновления диалога в таком формате выступила Великобритания, назвав эту встречу одноразовой акцией. Ее поддержали страны Прибалтики и Польша.
Однако, как заявил «Известиям» высокопоставленный источник в немецких дипломатических кругах, Германия и некоторые другие члены Североатлантического альянса считают Совет Россия–НАТО необходимым механизмом разрешения многих кризисных ситуаций и снятия напряжения между сторонами, поэтому они выступили за возобновление работы совета на постоянной основе.
Заседание совета проходило на уровне постпредов стран. С российской стороны на встрече присутствовал постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко.
По итогам переговоров генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о том, что решения, принятые на Варшавском саммите альянса — ответ на действия России. Таким образом руководство НАТО фактически признало, что расширение присутствия альянса в Восточной Европе, учения в Черном море и приведение систем ПРО в начальную боеготовность направлены против РФ.
— Подобные встречи особенно важны, когда есть разногласия и присутствует напряжённость. Атмосфера на заседании была очень хорошая, но к соглашению мы прийти не смогли. Для нас очевидно, почему мы оказались в подобной ситуации. Расширение присутствия НАТО и остальные решения, принятые на Варшавском саммите, — это ответ на действия России. До украинского кризиса таких вопросов в повестке дня не было, — заявил Столтенберг.
По словам генсека НАТО, основными вопросами на заседании совета стала ситуация на Украине и обстановка в Афганистане. Руководство альянса также проинформировало совет о решениях, принятых на Варшавском саммите НАТО.
После выступлений Столтенберга и постпреда РФ при НАТО по итогам заседания совета, стало очевидно, что ни по одному пункту повестки не было найдено взаимопонимания.
Россия обратила внимание совета на то, что почти 80% обстрелов в зоне конфликта на Украине, исходя из докладов ОБСЕ, приходится на территорию Донецка и Луганска. Эскалация ситуации на юго-востоке страны не способствует разрешению конфликта, и вопросы по поводу развязывания военных действий в Донбассе в этом случае, по словам Александра Грушко, необходимо адресовать Киеву.
Расширение военного присутствия НАТО в Восточной Европе, усиление альянса в Балтийском и Черном морях, а также военные учения вблизи российских границ Москва считает «необоснованными, избыточными и контрпродуктивными» мерами, ведь «Россия не представляет опасности для соседей».
— На территории Восточной Европы вводится военное положение, чего не было со времен холодной войны, — отметил Александр Грушко.
И даже в вопросе использования транспондеров как для российской, так и для натовской авиации стороны не пришли к согласию. Россия выразила готовность летать в Балтийском регионе с включенными транспондерами. Однако постпред РФ отметил, что обвинять российскую сторону в пролетах ВКС над объектами альянса в Черном и Балтийском морях без транспондеров неправильно: в некоторых случаях все страны поступают подобным образом.
Стороны договорились в ближайшее время провести встречу по поводу использования транспондеров для обеспечения воздушной безопасности на уровне военных и поговорить по этому поводу более предметно.
Ранее в МИД РФ назвали главной темой заседания наращивание военного присутствия сил альянса на границах с Россией. Особую обеспокоенность вызывают последние решения, принятые на полях Варшавского саммита НАТО: размещение четырех батальонов в Восточной Европе и приведение систем ПРО НАТО в начальную боевую готовность.
Глава МИД РФ Сергей Лавров 13 июля заявил о том, что Москва надеется получить объяснения по поводу агрессивных действий альянса рядом с Россией и решений, принятых на Варшавском саммите НАТО 8–9 июля.
— То, что мы слышали в виде публичных комментариев, конечно, не радует. Преобладает желание сохранять искусственно создаваемый образ врага, для того чтобы на этой основе требовать единства рядов и консолидации позиций, — заявил российский министр.
Однако, руководство Североатлантического альянса отвергает все обвинения в агрессии, направленной против России.
К примеру, в штаб-квартире НАТО в Брюсселе даже распространяются листовки на всех языках с заголовком «Пять главных мифов России о НАТО».
Первый «миф» звучит как: НАТО пытается окружить Россию. В этом пункте пропагандистской листовки объясняется, что подобное утверждение якобы игнорирует географические факты. Более того, утверждается, что военное присутствие альянса либо осуществляется в соответствии с мандатом ООН, либо в связи с партнерскими отношениями со странами, которые сами запросили подобное размещение для быстрого реагирования на стихийные бедствия и борьбы с терроризмом.
Второй «миф»: НАТО пытается изолировать Россию. Представители альянса объясняют — НАТО якобы всегда работала над формированием отношений в духе сотрудничества с Россией в областях, представляющих взаимный интерес. Напомним, что в 2014 году НАТО приостановила практическое взаимодействие с Москвой.
Третьим «мифом» НАТО считает утверждение, что противоракетная оборона альянса нацелена на Россию. Обоснование этому приводится следующее: по мнению составителей листовки, географическое расположение и законы физики не позволяют системе НАТО сбивать российские межконтинентальные ракеты с баз НАТО в Румынии и Польше.
«Мифом» представители альянса считают и то, что учения НАТО — это провокация, которая угрожает России. И, наконец, пятый пункт списка «мифов» — политика открытых дверей НАТО создает новые разделительные линии в Европе и углубляет уже существующие. Признавать это в НАТО пока не собираются.