Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

8 ½ граней недосказанности

Московский кинофестиваль показывает новинки крупнейших международных форумов
0
8 ½ граней недосказанности
Кадр из фильма «Аттестат зрелости». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московский кинофестиваль в разгаре. Залы кинотеатра «Октябрь», основной фестивальной площадки, зрители берут штурмом, оправдывая революционное название здания. Традиционно в центре внимания киноманов — внеконкурсная программа «8 ½ фильмов», собранная куратором Петром Шепотинником из новинок крупнейших зарубежных кинофестивалей.

Венчают список четыре фильма последнего Каннского фестиваля. Среди их авторов нет ни Альмодовара, ни Джармуша, ни победителей — Кена Лоуча и Ксавье Долана. Зато есть не менее известный Кристиан Мунджиу, получивший приз за режиссуру («Аттестат зрелости»), а также два фильма, вызвавшие особое внимание прессы: «Сьераневада» Кристи Пую и «Тони Эрдманн» Марен Аде. О картинах Пую и Аде «Известия» рассказывали в каннских репортажах, поэтому сосредоточимся на «Аттестате зрелости», который выйдет в наш прокат.

Мунджиу, представитель румынского реализма, снова бичует пороки общества, смягчая финальный приговор легкой иронией и искренним сочувствием к персонажам. Главный герой — немолодой доктор, живущий в провинциальном румынском городке. Коллеги его уважают, везде есть знакомства, с деньгами порядок. Но все его надежды связаны с умницей-дочерью. Она сдает выпускные экзамены и собирается поступать в британский колледж. И вдруг на девочку нападают и чуть было не насилуют, после чего из-за нервного срыва она проваливает один из экзаменов. Обеспокоенный отец подключает все связи, чтобы повлиять на экзаменационную комиссию и добиться в итоге нужного результата.

Мунджиу виртуозно показывает, как тонка грань между «взаимной помощью» и коррупцией, как иллюзорны бывают различия между обычным прагматизмом и преступлением против морали. В зале постоянно смеются — настолько узнаваемыми выглядят «услуги», которые в маленьком городке все оказывают друг другу: мэр — главе полиции, доктор — мэру, председатель экзаменационной комиссии — доктору и т.д. Впрочем, фильм, в конечном итоге, не о коррупции, а о людях, живущих в атмосфере лицемерия, недоверия, безразличия и нехватки любви. Мунджиу говорит об этом без пафоса, его персонажи ведут себя точно так же, как и мы, наши друзья и знакомые. В этом-то и секрет сильного воздействия картины.

На первый взгляд противоположностью гиперреализму Мунджиу, но на самом деле — развитием той же темы выглядит фильм «Великие свершения» Вахида Хакимзаде (премьера состоялась на Роттердамском фестивале). Различие — в форме. У Мунджиу диалог — главный инструмент, у Хакимзаде аналогичную роль выполняет молчание, у которого множество оттенков — от непонимания и безразличия до полной гармонии и примирения.

8 ½ граней недосказанности









Действие разворачивается в Японии. Мы видим литовского борца, приехавшего на соревнования, загадочного нищего — иранского архитектора и пожилую японскую пару, живущую в дизайнерском доме из стекла. Муж предпочитает проводить время за просмотром спортивных телепрограмм, жена хочет путешествовать. 

Встретившись с архитектором, жена берет его с собой в поездку, а муж идет на бой литовского спортсмена, а после звонит жене, безмолвно путешествующей с иранцем. Выждав множество гудков она, наконец, снимает трубку, и супруги просто молчат.

Вахид Хакимзаде окончил Лондонскую киношколу. Но ему удалось снять абсолютно японскую по духу картину, обойдясь при этом без нарочитой экзотики. Получилось невероятно красивое размышление-ритуал на тему одиночества и разобщенности людей.

Пожалуй, самым спорным фильмом программы стала работа 78-летнего польского мэтра Ежи Сколимовского «11 минут», впервые показанная в конкурсе прошлого Венецианского фестиваля. Открывая показ, Петр Шепотинник сказал, что фильм Сколимовского демонстрирует, как режиссер, начинавший полвека назад, может создавать актуальное кино и к тому же использовать современные технические средства типа смартфонов и веб-камер ноутбуков.

8 ½ граней недосказанности











Картина действительно открывается съемками на мобильный телефон. Режиссер показывает нам домашнее видео актрисы и ее ревнивого мужа, только что подравшегося с очередным ухажером жены. Но основная часть «11 минут» снята и рассказана вполне традиционно, если не считать за эксперимент нелинейное повествование. На экране —события, которые произошли за 11 минут с совершенно посторонними друг другу людьми, судьбы которых в конце пересекутся.

По тому же принципу строились «Магнолия» Пола Томаса Андресона, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту и еще множество менее титулованных лент. Съемками на мобильник, кстати, сегодня тоже никого не удивишь. Если чем и может заинтересовать лента Сколимовского, так это недоговоренностью, которая трактуется как ключевой прием. Все герои видят в небе нечто странное, но мы так и не узнаем, что это, а об историях большинства персонажей остается только догадываться.

В этом приеме есть свое обаяние, но сами по себе сюжетные линии банальны, а персонажи одноплановы: им никак не получается сочувствовать. Если Мунджиу смотрит на своих героев с легким скепсисом, Хакимзаде — с буддистским спокойствием, то Сколимовскому не терпится всё взорвать и на этом поставить точку.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир