«Веселящий газ» до тюрьмы доведет
Госдума 17 июня в двух чтениях (во втором и третьем) рассмотрит изменения в Уголовный кодекс РФ. Законопроект уточняет понятие «состояние опьянения». Эксперты поддерживают инициативу, говоря, что уточнение и конкретизация понятия «одурманивающие вещества» может облегчить работу судей при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных под воздействием психотропных веществ.
Инициатором поправок в несколько статей УК РФ выступила группа депутатов «Единой России»: Илья Костунов, Андрей Скоч, Александр Ремезков, Сергей Дорофеев, Рафаэль Марданшин, Александр Петров, Василий Максимов, Николай Говорин, Николай Горовой, Салия Мурзабаева, Надежда Шайденко и Валерий Иванов.
Понятийные изменения вносятся в статью 23 кодекса. Она предусматривает уголовную ответственность за преступление, совершенное в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также под действием одурманивающих веществ.
Вместе с тем понятие «одурманивающее вещество» в действующей редакции Уголовного кодекса (также в КоАП, в законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и других) не определено. В пояснении к законопроекту авторы отмечают, что зачастую в данном случае подразумеваются «вещества, обладающие в той или иной степени свойствами изменять психику и поведение человека, но не вызывающие зависимости». К таковым, например, относится закись азота, или «веселящий газ», курительные смеси.
Заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков пояснил «Известиям», что изменения сразу в три статьи Уголовного кодекса потребовались для того, чтобы устранить неточности в законодательстве.
— В УК РФ уже есть норма, согласно которой отягчающим обстоятельством является совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Но понятие «одурманивающие вещества» не раскрывается. И это при том, что в статьях 228 и 228.1 Уголовного кодекса и наркотические средства, и психотропные вещества уже обособлены как предметы преступлений. Кроме того, установлена ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 234.1 УК), а также правовой режим оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ, — отметил Александр Ремезков.
Состояние опьянения под воздействием психотропов, в том числе новых потенциально опасных психоактивных веществ, будет считаться отягчающим обстоятельством при совершении дорожно-транспортных происшествий. Соответствующие поправки вносятся в статью 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».
— В результате уточнений законодательства мы обеспечиваем возможность для судов учитывать все обстоятельства совершения преступления при назначении наказания. А неотвратимость этого наказания станет в том числе профилактической мерой в борьбе с распространением и употреблением психотропов, — пояснил Александр Ремезков.
Инициативу депутатов Госдумы полностью поддерживают в общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков». Как сообщила «Известиям» ее председатель Наталья Семина, «употребление психотропных веществ — это первый шаг в никуда».
— Я не просто поддерживаю этот законопроект, но и неоднократно говорила о том, чтобы психотропные вещества приравняли к наркотикам. Мы всё ближе подходим к этому решению, — отметила Семина. — Они изменяют сознание до такой степени, что человек теряет разум. Практически каждый второй употребляющий психотропы становится шизофреником. Если говорить о насвае, спайсе – это крайне опасные вещества, и попасть в зависимость от них недолго. Под их воздействием нередко совершаются различные преступления: кража имущества и денег у своих родных ради очередной дозы — это, пожалуй, самое «мягкое» преступление.
Принятие законопроекта поддержал также председатель правления Национального антинаркотического союза Никита Лушников. Он считает, что «все преступления и поступки, совершенные под воздействием химического препарата, являются отягчающим обстоятельством, потому что человек не контролирует себя».
— Вместе с тем, я считаю, что человека насильно невозможно заставить отказаться от своей зависимости. Мало кто приходит к этому в местах лишения свободы – среда, в которую они попадают, агрессивная. Человек может отказаться от зависимости только в определенных терапевтических условиях, — отметил Лушников. — Но то, что государство обращает внимание на эту проблему, — хорошо.
Руководитель программы «Новая наркополитика» Лев Левинсон считает, что предложенные поправки в Уголовный кодекс скорее носят технический характер. Вместе с тем он согласился, что уточнение и конкретизация понятия «одурманивающие вещества» может облегчить работу судей при рассмотрении дел о преступлениях, совершенных под воздействием психотропов.