Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Прапорщик Магамедов уничтожил замаскированную позицию пулемета украинских боевиков
Общество
Роскомнадзор попросили составить список запрещенной для использования в СМИ лексики
Мир
Глава МАГАТЭ проинформирует СБ ООН о ситуации на ЗАЭС
Наука и техника
В России рассказали о создании робота-кентавра для колонизации Луны
Мир
Посол США заявил об озабоченности из-за комиссии Польши по влиянию России
Мир
Вучич встретится с российским послом на фоне обострения ситуации в Косово
Общество
Синоптики спрогнозировали до 24 градусов тепла в Москве и области во вторник
Мир
Глава дипломатии ЕС осудил насилие в Косово и призвал стороны к диалогу
Мир
Премьер-министр Нидерландов обсудил с Зеленским обучение пилотов на F-16
Мир
Генсек ОПЕК выразил надежду на скорое снятие санкций с Ирана
Мир
Байден заявил об обсуждении с Эрдоганом вступления Швеции в НАТО
Экономика
Четверть компаний в России заявили о сотрудниках-релокантах

Зачем Юнкер приезжает на ПМЭФ

Политолог Тимофей Бордачев — о том, как России строить отношения с Европой
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На ХХ Петербургском международном экономическом форуме Россия и Европа предпримут очередную попытку сформировать новые отношения. В этой связи достаточно показателен неофициальный визит на форум и встреча с президентом Российской Федерации председателя Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера, представляющего европейских прагматиков.

Очевидно, что стороны не могут дальше игнорировать друг друга и должны развивать новые диалоговые форматы хотя бы для решения практических вопросов. Мне кажется, что это очень важный момент.

Конечно, на сегодня в Европе доминирующей является тенденция претензий и требований в отношении России. Самыми расхожими стали такие выражения, как «Россия должна», «Россия обязана».

Не способствует улучшению отношений с Россией и целый ряд кризисов, с которыми столкнулись европейцы. Оказавшись в непростой ситуации, Европа пытается объединяться, а, как показал опыт, легче всего сплотиться против общего врага — в данном случае на антироссийской основе.

Кроме того, европейские лидеры достаточно самоуверенны, чтобы думать, что они способны решать все проблемы сразу.

Все это не способствует развитию конструктивного диалога.

Однако вместе с тем есть и немало прагматиков, которые прекрасно отдают себе отчет в том, что без разговора и с Россией, и с Евразийским экономическим союзом все равно не обойтись. Они понимают, что нельзя строить отношения России и Европейского союза только и исключительно на перечислении требований, что Россия якобы должна сделать.

И с этими-то прагматиками нам и нужно говорить о решении совершенно конкретных вопросов. В первую очередь это вопросы, имеющие отношение к сфере экономики. Кроме того, необходимо приступить к обсуждению целого ряда политических проблем, таких как трансграничное сотрудничество, диалог между Евразийским союзом и Европейским союзом. То есть необходимо начинать диалог в тех областях, где избежать обсуждения уже невозможно.

В целом же в отношениях с Европой Россия должна в первую очередь занимать принципиальную позицию. В своей политике в отношении ЕС мы не должны исходить из необходимости что-то вернуть, что-то восстановить, воссоздать прежний формат отношений. 

Мы должны исходить из принципов, отражающих реальность наших отношений.  

Во-первых, Россия должна вести диалог в Европе с теми партнерами, кто подходит для этого диалога по каждому конкретному вопросу. Если удобнее вести диалог с Евросоюзом в целом, надо разговаривать с Евросоюзом в целом. Если удобнее вести диалог с отдельными странами, надо разговаривать со странами, разговаривать с регионами, разговаривать с бизнес-ассоциациями, разговаривать с гражданским обществом.

Во-вторых, следует решать каждый вопрос на необходимом организационном уровне. Нам совершенно не нужно выносить на обсуждение саммитов частные и небольшие тактические вопросы. Если мы вернемся к практике саммитов, то, конечно, их количество нужно будет сократить до одного саммита в год.

Нам необходимо последовательно обсуждать дальнейшие возможности в развитии наших отношений. Нам надо говорить и о том, как Евросоюз может развивать отношения со всеми странами — участницами Евразийского экономического союза, и о том, как Россия и другие страны Евразийского экономического союза могут развивать отношения с любой из стран ЕС. И здесь Брюссель не может выставлять никаких ограничений.  

Ну и, конечно, мы должны последовательно давать понять нашим европейским партнерам, что Россия стремится к диверсификации своих внешних связей, что Европа уже не является для нее безусловным ориентиром, что Россия развивает и будет развивать отношения со странами Азии. И поэтому Европа уже не может рассчитывать на некий «контрольный пакет» в отношениях с Россией.  

Автор — директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор дискуссионного клуба «Валдай»

Все новости >>

Комментарии
Прямой эфир