Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Ученик» против дам и дебютантов

Кинотавр»-2016 определил новые тенденции отечественной киноиндустрии
0
«Ученик» против дам и дебютантов
Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Конкурс «Кинотавра» открывался комедией («Хороший мальчик» режиссера Оксаны Карас) и завершился тем же жанром («Огни большой деревни» Ильи Учителя) — веселой историей о том, как в небольшом городке два друга решили снять триллер, заработав таким образом на ремонт единственного кинотеатра. 

Дмитрий Дюжев играет здесь самого себя, а режиссер Юрий Быков — жуликоватого мэра, из-за которого в городке окончательно вымерла культура. «Огни большой деревни» — сатира на современный кинематограф и в то же время — зрительская «народная комедия», подходящая для широкого проката.

Собственно, комедий в конкурсе было больше, в том числе дебютная работа Романа Артемьева «Человек из будущего» (продюсер Сергей Сельянов) и даже «Врач» Гоши Куценко — несмотря на серьезную тему, скорее комический фильм с уклоном в мелодраму.

Но не комедия правила бал в Сочи. И даже не любимые аудиторией триллеры с мистическим подтекстом, хотя в основном конкурсе участвовал российский проект, собравший международную команду, — «Разбуди меня» режиссера Гийома Проценко (оператор — Джон Крейн, режиссер — француз, главные роли сыграли российские актеры Константин Лавроненко, Кирилл Пирогов, Евгений Гришковец и Ирина Вербицкая). Наибольшее внимание привлекли актерские работы Хабенского и Безрукова. Оба актера вышли за рамки привычных образов, чем удивили аудиторию. Хабенский сыграл главную (и единственную) роль в монофильме «Коллектор», Безруков — балетного гения в картине «После тебя». Оба фильма прошли в один день, девизом которого стала фраза: «Безруков против Хабенского».

Но если «После тебя» в силу явной ориентации на широкий прокат у критиков симпатии не вызвал, то тяготеющий к артхаусу «Коллектор» с ходу стал одним из фаворитов призовой гонки. Ржиссер Алексей Красовский (это его дебют в полнометражном художественном кино) и Константин Хабенский ответили на вопросы журналистов, которые свелись к спору о том, можно ли  использовать обаяние артиста, чтобы создать положительный образ человека такой мрачной профессии. 

Заметная тенденция — приход талантливых женщин в индустрию: в основном конкурсе шесть картин женщин-режиссеров. В коротком метре тоже много работ, снятых молодыми выпускницами киновузов. Тем не менее главный приз в конкурсе короткого метра получила «мужская» работа — «Кредит» режиссера Вадима Валиуллина.

Но главными событиями «Кинотавра» стали работы Кирилла Серебренникова «Ученик» и Ивана И. Твердовского «Зоология». «Ученик» собрал полный зал и вызвал овацию. При этом, как заметил сам режиссер, картина создавалась не в качестве фестивального фильма, а для демонстрации широкой российской аудитории. Кинокомпания «Вольга» выпустит ее в отечественный прокат в ноябре, и осенью же «Ученика» покажут во Франции.

Если «Ученик» гостей и участников фестиваля впечатлил, то «Зоология» шокировала. Твердовский, бывший документалист, снял экспериментальный фильм, новаторский по форме и содержанию, но затрагивающий ту же тему, что и «Ученик», — неприязни социума к «другим» и личностной трагедии одиночества. 

Именно «Зоологии», после долгих споров, ушел приз Гильдии кинокритиков. Собственно, критики признали программу фестиваля худшей за последние 20 лет. Срез отечественной киноиндустрии их настолько возмутил, что сначала хотели главный приз не вручать. С точки зрения кино как искусства ни один фильм конкурса не соответствует признанным критериям — таков был вердикт ночного заседания гильдии. «Зоологию» выбрали по принципу «лучшее среди худшего».  

Наиболее лестные отзывы получили не художественные фильмы, а две документальных ленты основного конкурса: «Чужая работа» (режиссер Денис Шабаев) и «Год литературы» (Ольга Столповская).

Стоит отметить, что впервые на «Кинотавре» в основном конкурсе было представлено такое количество дебютных работ — 9 из 14. На фоне дебютантов Серебренников и Твердовский выглядели мэтрами, уже создавшими себе репутацию в кинематографическом сообществе. А то, что «Ученик» был показан в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и отмечен наградой, изначально ставило его над всеми остальными работами.

Что же касается мэтров, то они либо предпочитают работать в коммерческом кино, ориентированном на широкий прокат, либо выступать со своими работами на зарубежных смотрах. Таким образом, нынешний фестиваль вынесли на своих плечах женщины и дебютанты. При этом очевидно, что они такой ответственности не боятся и зритель для них важнее критики. Почти все уже планируют следующие картины. 

Комментарии
Прямой эфир