Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Космонавтов начнут тренировать на виртуальной копии МКС

В ракетно-космической корпорации «Энергия» создается система виртуальной подготовки к работам в открытом космосе
0
Космонавтов начнут тренировать на виртуальной копии МКС
Фото: federalspace.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В РКК «Энергия» создается система виртуальной реальности с полным погружением для имитации внекорабельной деятельности. Частично новый метод тренировок заменит отработку манипуляций в знаменитом бассейне Центра подготовки космонавтов (ЦПК), где помещена копия российского сегмента МКС.

— Во время Олимпиады в Сочи мы узнали, что для наших спортсменов проводят кинематический анализ по технологии motion capture (метод анимации персонажей и объектов. — «Известия»), — рассказал ведущий инженер РКК «Энергия» Дмитрий Ахмеров. — Мы связались с командой, которая эта делала, и договорились, что они займутся сканированием движений нашего оператора в скафандре. Мы делим наших космонавтов на три антропометрических типа, для каждого делается свое сканирование. Весь набор движений мы начинаем дробить на элементарные, чтобы получить их цифровую модель в виртуальной среде. Затем, создав виртуальную модель МКС, мы сможем моделировать выходы в открытый космос, что позволит нам сократить время подготовки в том же бассейне: мы будет лучше понимать оптимальные маршруты движения еще до того, как погружаться в бассейн. 

Скафандр «Орлан», в котором российские космонавты выходят в открытый космос, накладывает серьезные ограничения на свободу движений. Обусловлено это как конструкцией скафандра, так и тем, что внутри скафандра создается избыточное давление в 0,4 атмосферы. 

По словам Георгия Токунова, генерального директора компании «Интеллект и инновации», надев оборудование и шлем виртуальной реальности, космонавт сможет двигаться только так, как если бы он находился в скафандре.

— Для РКК «Энергия» мы делаем биомеханическую модель кинематики человека, который работает в наполненном скафандре, когда есть перепад давления между внешней средой и внутренностью скафандра, — объясняет Токунов. — В нашей кинематической модели будут учтены все ограничения, которые возникают у человека, двигающегося в скафандре. Используя систему оптического трекинга Qualisys, мы снимаем параметры движения, затем подгружаем их в готовую модель общих случаев человеческой кинематики и добавляем движения, полученные от движения человека в скафандре. Плюс к этому создается система обезвешивания, которая позволяет «отключить» гравитацию. Это сервопривод с тросами, к которому подвешен человек в скафандре, датчики реагируют на натяжение тросов. По заранее заложенной матрице система обезвешивания сможет дублировать полную невесомость либо же пониженную гравитацию, как на Луне или на Марсе.

Сейчас обычная отработка планового внекорабельного выхода делается в несколько шагов. Например, ставится задача по установке некоего научного оборудования снаружи МКС. Формулируется она года за два до выхода в открытый космос. Специалисты по внекорабельной деятельности начинают думать, как должна выглядеть конструкция, чтобы с ней было удобно работать человеку в скафандре. Затем пишется черновик бортовой документации, то есть последовательность действий, которые должен выполнять космонавт при работе в открытом космосе с данным оборудованием.  Затем специалисты РКК «Энергия» едут в ЦПК, в скафандре «Орлан» погружаются в бассейн, где и моделируют выполнение задач выхода. Если что-то идет не так, меняется конструкция оборудования и бортовая документация.

По словам Ахмерова, в бассейне невозможно отработать все операции: МКС огромная, и в бассейне только ее часть. А  в виртуальной среде есть возможность смоделировать всю станцию, и в результате таких виртуальных тренировок каждый космонавт будет понимать, как ему двигаться и куда, как выглядит снаружи каждый участок станции. 

— Графика должна быть на высшем уровне, — подчеркивает Ахмеров. — Мы долго думали, на какой графической базе делать нам данную работу, и в итоге пришли к выводу, что самый мощный графический движок сейчас это UNIGINE,  для графической базы была выбрана эта технология. Сейчас мы выходим на стадию технического проектирования системы. 

По словам представителя РКК «Энергия», работы по созданию программного обеспечения для виртуальной отработки внекорабельной деятельности займут три года. 

 — Создаваемая для «Энергии» система виртуальной реальности с полным погружением может применяться во многих отраслях: например, в целях тренировки военных, — рассказал Максим Чижов, директор по развитию «Интеллекта и инноваций». — Могут воссоздаваться условия боя на конкретной местности, неотличимые от реальных, террористы могут быть воссозданы в виде виртуальных объектов. Также есть направление, связанное со спортом: можно погружать спортсменов в точную виртуальную копию тех условий, где они будут находиться. Виртуальные тренажеры создают и для отработки хирургических манипуляций в медицине. Есть применения в недвижимости, когда людям виртуально «строят» спроектированный для них дом, по которому они могут походить перед тем, как утвердить проект. 

Читайте также:

«Роскосмос» может получить иностранный заказ на 40 пусков

В России создадут систему предупреждения об опасных космических телах

Комментарии
Прямой эфир