Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Контрафактный табак «выкуривают» из России

Доля поддельной продукции на табачном рынке снизилась вдвое
0
Контрафактный табак «выкуривают» из России
Фото: REUTERS/David W Cerny

Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2016 году изменилась структура нелегального рынка табачной продукции. Сигареты стали подделывать в два раза меньше, произошли изменения и в структуре контрафакта — имитируют больше отечественные бренды, а не иностранные. Такие данные были получены в ходе исследования «TNS Россия», проведенного по заказу мейджеров табачной отрасли. Однако участники рынка считают, что в исследовании отражены лишь легальные каналы сбыта. 

На сегодняшний момент в структуре незаконного оборота сигарет вдвое снизилась доля контрафакта — до 0,36%. Снижение коснулось всех брендов, принадлежащих крупным игрокам. В большей мере JTI (Winston), у которой доля подделок на сером рынке снизились с 30% до почти 8%, подделок British American Tobacco (Aliance) стало 2%, хотя было 7%. У Philip Morris International (Bond Street, Marlboro, Optima) этот показатель снизился с 13 до 9%. Марки Imperial Tobacco и вовсе не копировали.

В нижнем ценовом сегменте из самых известных подделывали лишь «Приму» (может выпускаться всеми игроками по лицензии), хотя еще в прошлом году имитировали и «Донской табак». В исследовании отмечается, что почти половина потребителей нелегальной продукции — жители сельской местности, которые курят по 18 сигарет в день, поэтому готовы покупать нелегальные сигареты по 50,6 рубля за пачку в среднем по пять пачек за раз.

По мнению вице-президента JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям Сергея Киселева, снижение доли контрафакта объясняется ужесточением законодательства за незаконное производство и оборот табачных изделий.

— Дополнительные законодательные меры по борьбе с нелегальным оборотом табачных изделий, заработавшие с прошлого года, позволили в целом стабилизировать долю нелегальной продукции на российском рынке на относительно низком уровне, — считает он. 

Напомним, речь идет о поправках в ст. 171.1 Уголовного кодекса, которые вступили в силу в январе 2015 года. Так, ужесточилось наказание за контрабанду, контрафакт табачных изделий и алкогольной продукции. В частности, увеличены максимальные штрафы за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, подлежащих акцизной маркировке. Снижен порог привлечения к уголовной ответственности за указанные деяния.

Наказание по новой норме наступает за незаконное перемещение через границу Таможенного союза продукции. Штраф — 0,3-1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В одной из табачных компаний отмечают, что подделки продавались и продаются по цене легальных сигарет, то есть их стоимость для потребителя меняется вместе с повышением акцизов. Получается, что потребитель достиг потолка цены, которую готов платить за такой продукт, и начал искать способы оптимизации расходов.

Плюс к этому крупные табачные компании активно борются с продажей поддельных сигарет с их брендами, поэтому имитаторам стало проще выпускать сигареты под фантомными марками, которые не защищаются правообладателем, добавляет эксперт одной из табачной компаний.

Независимый эксперт по противодействию незаконной торговле Алексей Башков отмечает, что в работе «TNS Россия» исследованы лишь легальные каналы сбыта продукции. 

— К примеру, задержанные полицией оптовики или товар на рынках просто не учитывался, — отметил он. По его словам, «рынок подделок сохранился на уровне прошлого года».  

В целом в 2016 году, согласно исследованию, весь нелегальный рынок табачной продукции России (вместе с контрафактом) составил 1,1%, значение прошлого года — 1,3%. Речь идет об обороте сигарет с неуплаченными в России акцизами, хотя в других странах пачки могут быть товаром «в законе». Заметим, на приграничных территориях России с другими странами оборот нелегального рынка больше — 12,4% в городах, близких к Белоруссии, 7,6% — к Украине, уточняется в исследовании.

Еще год назад 60% нелегального рынка составляли пачки с брендами иностранных компаний, теперь на их долю приходится лишь 25%. То есть если раньше на сером рынке доминировали известные международные марки, то сейчас основная масса нелегальной продукции — это самые дешевые локальные марки из соседних государств и продукция без акцизных марок, произведенная на небольших табачных фабриках, расположенных в России.

Старший менеджер «БАТ Россия» по борьбе с нелегальным оборотом табачной продукции Максим Курганский считает, что «реальная доля серого сегмента табачного рынка втрое выше, поскольку исследование не охватывает Крым и некоторые республики Северного Кавказа». То есть речь идет о 10 млрд штук сигарет и 25 млрд рублей. А, например, в Республике Дагестан, по его расчетам, в серой зоне находится треть рынка.

В БАТ уверены, что главная причина распространения нелегальных сигарет — непропорциональное повышение акцизов на табачную продукцию. 

— Спрос на нелегальный продукт возникает, когда курильщики не могут позволить себе легальные сигареты, — считает Максим Курганский. 

С ним не согласны коллеги из Imperial Tobacco, которые считают, что именно сбалансированная политика государства в области акцизов привела с снижению оборотов нелегального рынка. По их подсчетам, еще в 2013-2014 годах оборот нелегального табачного рынка составлял 2%.

Ставки акцизов на табак выросли почти в семь раз за последние семь лет. Если в 2010 году цена сигарет начиналась с 18 рублей, то сейчас пачка стоит в среднем около 70 рублей. 


Комментарии
Прямой эфир