Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Правительство Турции усилило меры безопасности на фоне переговоров РФ и Украины
Мир
Израиль согласился возобновить доставку гуманитарной помощи в Газу
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили два БПЛА ВСУ над территорией РФ
Армия
Экипаж танка ВС РФ уничтожил командный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Мир
Путин провел совещание по подготовке предстоящих переговоров с Киевом
Общество
Премьер-министр Малайзии отметил величие Красной площади после прогулки по Москве
Экономика
Объем продаж в онлайн-торговле снизился в два раза из-за сбоев в интернете
Мир
Китай заявил о готовности военных углублять стратегическое взаимодоверие с РФ
Общество
ФСБ задержала 57 администраторов каналов и чатов Telegram с контентом о терроризме
Мир
Рютте призвал НАТО развивать оборонную промышленность на фоне успехов России
Мир
Сийярто призвал Брюссель не мешать переговорам между РФ и Украиной в Стамбуле
Мир
В «Росатоме» рассказали о строительстве АЭС в Киргизии
Мир
Аксенов призвал не относиться серьезно к мнению стран Запада по Крыму
Культура
В МХТ им. Чехова поставили спектакль в жанре «народная сказка для взрослых»
Общество
Сотрудники издательства Individuum были задержаны на фоне обысков в «Эксмо»
Мир
Минюст США выразил желание депортировать ученую Петрову вопреки мнению суда
Общество
В Минтруде положительно оценили распределение праздничных дней в 2026 году

Инклюзивный театр — шаг к толерантному обществу

Для людей с особенностями искусство может быть не только терапией, но и профессией, считают собеседники «Известий»
0
Инклюзивный театр — шаг к толерантному обществу
Фото: theatreofnations.ru
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На Малой сцене Театра Наций фонд «Со-единение» показал спектакль «Совершенно невероятное событие» по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

Это уже второй инклюзивный проект, в котором участвуют актеры с особенностями, в том числе с нарушениями опорно-двигательной системы, особенностями ментального развития, слепоглухие. В прошлом сезоне при поддержке театра состоялась премьера проекта «Прикасаемые», с успехом идущего как на московской сцене, так и на театральных фестивалях.

В том, что искусство для людей с особенностями может быть не только терапией, но и профессией, уверены собеседники «Известий».

Актер театра и кино Алексей Интелевич полагает, что «особым» людям органически присуще чувство театра.   

— Так устроен мир, что человек, который немножко другой, всегда себя чувствует на сцене — «уличного театра», «тротуарного театра», — говорит Интелевич. — Когда я выезжаю на гастроли, всегда беру самокат: так легче преодолевать гигантские просторы аэропортов. Андрей Могучий во время поездки как-то сказал: «Интересно наблюдать, как на тебя реагируют люди». И после этого сочинял мне мизансцены, уже учитывая эти наблюдения.

Интелевич назвал свой коллектив малорослых артистов Театром маленькой правды. У коллектива пока нет ни помещения, ни постоянного состава, но много планов и надежд.

— Мне вообще нравится играть со словами: маленький человек — малоликость — театр маленькой правды, — рассуждает актер. — Однажды мне захотелось собрать вокруг, так сказать, единорослых, чтобы периодически работать сообща. Пока мы — блуждающе-бездомный коллектив. Не репетируем пьес, а работаем на праздниках, корпоративных мероприятиях, участвуем в квестах.

У «блуждающих» театров свои преимущества — легко собрались, легко расстались. Труднее приходится тем, кто позиционирует себя как стационарный коллектив. У московского Театра простодушных, где играют актеры с синдромом Дауна, есть своя зрительская аудитория, но нет стабильного финансирования.

— Театры — вообще дело дотационное, а такой, как наш, особенно, — говорит худрук Игорь Неупокоев. — К особому театру и отношение должно быть особенное, а этого нет. Мы от государства за 15 лет не получили ни одного рубля. Чиновники делают вид, что они про Театр простодушных не слышали никогда. Никто из них не пришел к нам, даже те, кто обязан был это сделать по своей должности.

Гораздо чаще чиновники наведываются в обычные театры, но теперь и там всё чаще встречаются люди с особенностями. Инклюзивные постановки (именно такие идут в Театре Наций), где они участвуют наравне с остальными актерами, возможно, самый оптимальный вариант их адаптации.   

Егор Бероев, соучредитель фонда «Я есть», оказывающего поддержку детям с диагнозами ДЦП, аутизм и синдром Дауна, считает, что «не должно быть ничего специализированного, в чтом числе специализированных театров».

— Они должны работать в обычных театрах и сниматься в обычных фильмах. Не нужно разделения на особенных и неособенных, мы же все люди. Только тогда у нас общество будет здоровым.

Инклюзивные спектакли — шаг к нормальному обществу, не разделяющему своих членов на больных и здоровых. Актерам, участвующим в такой постановке, приходится начинать с себя.   

— Исходя из своего опыта, могу сказать: изначально, когда мы пришли на проект «Прикасаемые», были «мы» и «они». Сейчас все участники — «мы», — говорит актриса и продюсер Ингеборга Дапкунайте. — Было бы здорово иметь больше  возможностей и больше приспособлений для людей с особенностями развития. Работу над этим проделывают во всем мире, и мы тоже на правильном пути.

Дорогу осилит идущий, и люди, занимающиеся инклюзивным театром, не сбрасывают со счетов многочисленные трудности, в том числе бытовые и психологические.

— Трудностей немало — начиная от моральной неподготовленности сотрудников театра к работе с особенными актерами, заканчивая бесконечными барьерами, на которые мы в обычной жизни внимания не обращаем, — пороги и лестницы, например, — говорит Наталья Афанасьева, заместитель директора по рекламе, маркетингу и работе со зрителями Театра Наций. — Простой прием пищи в обеденный перерыв становится более долгим и сложным. К каждому человеку приставлен сопровождающий или переводчик. При создании сценического оформления мы также должны продумать детали каждого шага особенных актеров. Отдельный аспект — зрительская толерантность, готовность воспринимать со сцены необычных людей. Над этим мы должны работать на государственном уровне.

Толерантность воспитывается с малолетства. Инклюзивные детсады, школы, художественные и спортивные центры смогут помочь в создании толерантного общества.

— Границу между людьми надо стирать в детстве. Чтобы здоровые дети не шарахались от своих особых ровесников. Ведь кто из нас «иной», еще непонятно. У кого более ограничены возможности, неясно, — размышляет участница спектакля «Прикасаемые» Елена Морозова.  

В ее планах — уже этим летом организовать детский фестиваль во внутреннем дворике Электротеатра на Тверской: «Хочу позвать художников, граффити, мастеров по лепке, музыкантов с простыми инструментами (губная гармошка, балалайка и др.) и устроить мастер-классы. Чтобы это было нестандартно, весело и интересно...»

В ближайших номерах «Известий» читайте интервью с актером Алексеем Интелевичем.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир