Сандерс может получить утешительный приз

Хиллари Клинтон фактически объявила себя единственным кандидатом от Демократической партии. Она отказалась участвовать в теледебатах с сенатором от штата Вермонт Берни Сандерсом, мотивировав это необходимостью сосредоточить все силы на борьбе с Дональдом Трампом, который стал де-факто кандидатом в президенты от Республиканской партии. Сандерсу тем временем предложили утешительный приз — возможность принять участие в написании платформы Демократической партии, которая будет представлена на съезде в июле.
Отказ от давно анонсированных теледебатов Клинтон и Сандерса стал демонстративным жестом, который продемонстрировал публике, что экс-госсекретарь считает себя единственным реальным кандидатом от демократов и не намерена больше тратить время и силы на соперничество с однопартийцами.
— Мы переключаем свое внимание на угрозу, которую несет в себе Дональд Трамп, — заявила представитель предвыборного штаба Клинтон Дженнифер Палмиери. — Мы считаем, что Хиллари Клинтон правильнее уделить время предвыборным выступлениям и встречам с калифорнийцами с целью подготовиться к всеобщим выборам, чтобы Белый дом остался в руках демократов.
Клинтон опережает Сандерса на 271 голос делегатов. Если учесть голоса суперделегатов, то ей не хватает всего 90 голосов, чтобы стать кандидатом. Чтобы изменить ситуацию, Сандерсу нужно 7 июня одержать решительную победу в Калифорнии.
Сам Сандерс, который всего год назад вступил в Демократическую партию, а до этого 20 лет был независимым политиком, не намерен сдаваться. Он рассчитывает, что решительная победа в Калифорнии может изменить расклад в его пользу. Это может даже повлиять на настроения среди так называемых суперделегатов, которые пока что планируют голосовать на партийном съезде за Клинтон.
У 80-летнего сенатора есть и несколько козырей в запасе. Во-первых, по данным опросов, его шансы победить в схватке с Трампом заметно выше, чем у Клинтон. Как показал опрос, проведенный ABC News и Washington Post, в случае общенациональных выборов Сандерс может опередить Трампа примерно на 15%, а Клинтон — только на 3%. Это может стать сильным аргументом для неопределившихся суперделегатов. Во-вторых, у Сандерса есть шанс сплотить вокруг себя избирателей-демократов, а вот Клинтон вряд ли сможет увлечь за собой сторонников самопровозглашенного «демократического социалиста».
Но даже если рискованный план Сандерса не сработает, он всё равно добился значительного успеха, поскольку заставил считаться с собой партийное руководство. Он получит возможность назначить 5 из 15 членов специального комитета, который должен подготовить к началу съезда новую программу Демократической партии.
Директор Фонда изучения США имени Франклина Делано Рузвельта в МГУ Юрий Рогулёв рассказал «Известиям», что в любом случае кампания Сандерса была не напрасной.
— Интрига у демократов теперь в том, какой будет конечная программа, идет борьба двух идейных течений за то, чтобы они были отражены в политике партии, — поясняет политолог. — Сандерс не желает заранее снимать свою кандидатуру, чтобы иметь возможность влиять на Клинтон и на принятие конкретных решений на съезде, в частности, на подготовку программы Демократической партии.
Старший преподаватель МГИМО Игорь Истомин отметил в беседе с «Известиями», что Сандерс с его антисистемными идеями уже повлиял на политическую повестку в США.
— Истэблишмент понимает, что придется адаптироваться к тому, что есть большое недовольство, корень которого — растущее на протяжении последних 30 лет социальное неравенство в США, — констатирует эксперт. — Особенно быстро беднеет средний класс. Так что и демократам, и республиканцам придется решать эту проблему. Системное решение — создание новых рабочих мест и новой экономики в нефинансовой сфере. При Обаме начался процесс «новой индустриализации» за счет создания очень высокотехнологичных производств, но это требует мер стимулирования со стороны государства и повышения уровня образования, с чем в Америке есть проблемы.
Между тем положение Сандерса осложняется тем, что он умудрился испортить отношения с главой национального комитета Демократической партии — Дебби Вассерман-Шульц. Сенатор поддержал на выборах в конгресс ее соперника — профессора юриспруденции Тима Канову. И более того, признался СМИ, что в случае его избрания президентом Вассерман-Шульц вряд ли сохранит за собой пост лидера партии.
Что касается перспектив Сандерса, то ему вряд ли стоит рассчитывать на пост вице-президента в команде Клинтон.
— Сандерс — достаточно маргинальный политик и никогда ведущих позиций не занимал, за ним, кроме простых людей, мало кто стоит, — рассказывает Рогулёв. — Он одних привлечет, а других оттолкнуть может. Вице-президент должен быть нейтральной, сбалансированной фигурой.
Однако после решения вопроса с Сандерсом Клинтон придется еще иметь дело с Дональдом Трампом в рамках общенациональной кампании. И тут не всё гладко.
— У Клинтон тоже задача непростая: она обеспечила себе поддержку руководства партии, но популярности в обществе у нее нет, избиратели демократов тоже недовольны, — подчеркивает политолог. — Но в целом шансы Клинтон выше. Если республиканцы не сумеют преодолеть раскол, то за нее могут проголосовать многие их избиратели. Она для них достаточно консервативна.