Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Макбет начинает и проигрывает

Спектакль МХТ имени Чехова подсказал сюжет будущим постановщикам «Агента 007»
0
Макбет начинает и проигрывает
Фото: Олег Черноус
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Впервые в своей истории МХТ имени Чехова представил «Макбета». Постановку трагедии Шекспира худрук Олег Табаков доверил польскому режиссеру Яну Кляте.

— Let the sky fall, when it crumbles, — самозабвенно выводит юношеский хор.

Композицией из фильма Сэма Мендеса «007: Координаты «Скайфолл» молодые бойцы приветствуют нового короля. Макбет на вершине блаженства — экраны, обращенные в зал, запечатлевают его торжествующее лицо.

Зрителю, внимающему мелодичной теме, не стоит расслабляться. В этом фрагменте — ключ к прочтению мхатовского спектакля. Шекспировский Джеймс Бонд, безупречная машина, агент с правом на убийство обрел власть. Он — Король, и пусть небо рушится. Спасительное родовое гнездо защитит его и приближенных.

Любопытная сценарная подсказка для будущих создателей кинобондианы. Но вряд ли они ею воспользуются. Популярность сюжетов Флеминга и его последователей зиждется на постоянстве. Когда идеальный Бонд и его идеальная девушка нейтрализуют главного злодея, история заканчивается. А у Кляты, избравшего в соавторы Шекспира, — только начинается.

Спектакль отчетливо делится на две неравные части. В первой Макбет в своей природной стихии — на поле боя. Благородный воин, борец за справедливость, верный вассал, не помышляющий о предательстве, а тем более о коварных убийствах.

Сценический образ битвы — пожалуй, лучшая страница спектакля. Сцена заполнена надувными шарами цвета молодой травы. Из динамиков звучит наступательный бит. Полуобнаженные юноши копируют позы бойцов. Стилистический разнобой — в качестве источника выступают как античные барельефы, так и руководства по восточным единоборством — в данном случае неважен. Главное, что картинка сделана мастерски.

Макбет начинает и проигрывает

Режиссера можно было бы упрекнуть в воспевании милитаризма, если бы не финальный аккорд этого пластического шоу: один за другим раздаются выстрелы, объединяясь в итоге в сплошной «расстрельный» гул. И пусть всего-навсего лопнула сотня воздушных шаров, колосящегося поля — символа процветания — уже нет. Остались жалкие ошметки, на которые ступают еще не остывшие от жара битвы победители.

Макбет среди них самый осанистый, спокойный и красноречивый. Режиссер дает ему право театрально-приподнятого высказывания, в то время как окружение большей частью изъясняется бытовым говорком. Актер Алексей Кравченко привык играть закаленных в боях мужчин, и это умение как нельзя лучше пригодилось в этой постановке.

Тем удивительнее преображение стойкого солдата в закомплексованного неврастеника. терзающего себя и окружающих. Артисту здесь в помощь глаз-экран, доносящий до зрителя детали падения героя — вплоть до финального момента, когда он почти добровольно подставляет голову под карающую руку Макдуфа.

Макбет, Джеймс Бонд из Инвернесса, победил мелких злодеев, но главным злодеем в итоге оказался сам. Себя и уничтожил. И это, бесспорно, оптимальный исход для государства, где окружение — по причине слабости и безволия — короля не играет, а проигрывает.

Правителем, согласно Шекспиру, становится Малькольм (Александр Семчев) — в спектакле Кляты не воин, а добродушный увалень, не расстающийся с сачком для насекомых. Понятно, что этот прекрасный и далекий от власти человек падет жертвой нового Макбета. Как некогда пал его отец — добрый Дункан (Роза Хайруллина), чью нежность и восторженность режиссер подчеркнул, отдав роль женщине.

Макбет начинает и проигрывает

А вот леди Макбет по шекспировским традициям играет мужчина, и это, пожалуй, первый из виденных мною «Макбетов», где без данной героини можно было обойтись. Не потому, что Игорь Хрипунов — плохой актер, напротив. Просто Макбет с его терзаниями и сомнениями в мхатовском спектакле абсолютно самодостаточен. И судьбу свою направляет сам — вне зависимости от нашептываний жены или предсказаний ведьм-вещуний.

Макбет начинает и проигрывает

Возможно, по причине этой драматургической нестыковки ведьминское трио исполняет в постановке чисто декоративную роль. Способные актрисы поют и танцуют, что добавляет действию зрелищности и дает передышку зрителю, к финалу двухчасового действия подуставшему от накала страстей.

Макбет начинает и проигрывает

Впрочем, месседж спектакля сформулирован настолько четко и последовательно, что шоу-паузами его не исказить. Отлаженной боевой машиной быть легко и приятно, а вот правителем с теми же полномочиями — трудно и страшно. Бонд из Инвернесса этого не учел.

«Макбет», трагедия Вильяма Шекспира, перевод Юрия Корнеева. МХТ имени Чехова, 2016. Режиссер — Ян Клята. Сценография, костюмы, свет — Юстына Лаговская. Композитор — Роберт Перниковски. Хореограф — Доминика Кнапик. Ближайший спектакль — 21 июня.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир