Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Воспитателей будут отбирать по новому профстандарту

Эксперты и родители настаивают на обязательной проверке психического здоровья педагогов
0
Воспитателей будут отбирать по новому профстандарту
Фото: ТАСС/Валерий Матыцин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минтруд и ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» разработали новый профессиональный стандарт для «специалистов в области воспитания». Это значит, что с 2017 года для педагогов изменятся содержание курсов повышения квалификации, на работу воспитателей, как уверяют разработчики, нововведение не повлияет. Но по мнению экспертов и родителей, чьи дети пострадали от действий педагогов, в новые профстандарты должен быть включен пункт о проверке психического здоровья.

Заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Ирина Вагнер рассказала, что сейчас профстандарт разрабатывается для шести должностей — это социальные педагоги, старшие вожатые, педагоги-организаторы, педагоги-библиотекари, тьюторы и просто воспитатели. В эту группу не вошли воспитатели дошкольных образовательных организаций, для них профстандарт разработали еще в 2013 году, вступить в силу он должен с 1 января 2017 года. 

— Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» начнет действовать не ранее, а скорее позже 1 января 2017 года. Его апробация начнется только после утверждения. Надеюсь, оно произойдет в ближайшие месяц-два, — рассказала Вагнер «Известиям».

По ее словам, новые профстандарты — это модель поведения, они не повлияют на работу педагогов и не станут причиной увольнений.

— Наша позиция — не грузить людей, а создать для них удобные условия работы, минимизировать бумажные нагрузки, — говорит Ирина Вагнер.

Однако представители общественности и родители детей, пострадавших от непрофессионализма воспитателей, уверены, что воспитателей надо проверять, и довольно серьезно.

— Часто воспитанием детей занимаются люди с «изношенной» психикой. Иногда у них даже нет соответствующего образования. И эту ситуацию необходимо менять. Нужно провести переаттестацию педагогов-воспитателей и проверить их психическое здоровье, как это происходило недавно с сотрудниками полиции, — говорит президент фонда «Уральский родительский комитет» Евгений Жабреев.

Он рассказал, что недавно к нему за помощью обратились родители детей, которые в одном из Екатеринбургских детсадов стали свидетелями истерики, приключившейся с директором.

— Директор частного детского сада узнала, что учреждение придется закрыть из-за финансовых проблем. Стала кричать и ножом крушить стены, — рассказывает Жабреев.

Дети из этого сада получили только психическую травму, в то время как другому жителю Екатеринбурга, пятилетнему Виталию Моисееву, педагог разбила губы.

Его отец Павел рассказал «Известиям», что 12 мая, выйдя вечером с ребенком за территорию детсада, обнаружил, что у сына с внутренней стороны разбиты губы.

— Ребенок рассказал, что его ударила воспитательница. Я немедленно пошел разбираться. Педагог во всем призналась. На вопрос, почему она сразу не сообщила мне о случившемся, сказала, что просто забыла о конфликте. Вы не представляете, что я чувствовал, даже не знаю, как сдержался. Но если бы поднял руку на женщину, чем бы я был лучше человека, который избил ребенка? — рассказал Павел Моисеев.

В день происшествия он пошел с сыном в медэкспертизу, зафиксировал побои и написал заявление в полицию. Недавно ему сообщили, что в отношении педагога возбуждено уголовное дело.

— Результаты работы воспитателей неудовлетворительные, и это видно, — говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Он отметил, что конфликт, произошедший в екатеринбургском детском саду, — это результат профнепригодности не только воспитателя, но и социального педагога, в обязанности которого входит поддерживать нормальный микроклимат в коллективе, защищать детей и помогать им.

Директор центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский отметил, что уровень подготовки специалистов в области воспитания часто не соответствует реальным требованиям.

— Пединституты выпускают социальных педагогов, но при этом не представляют себе, чем эти педагоги должны на практике заниматься, — говорит Рачевский.

Он отметил, что в профстандарт социальных педагогов, работающих в школах, должны укладываться правовая, психологическая, жилищно-коммунальная и юридическая компетенции. Этот специалист должен помогать ребенку, если, например, бросивший его отец пытается отсудить жилплощадь, если ребенок недоедает из-за тяжелого материального положения семьи, если у него приключился конфликт с родственниками, одноклассниками или учителями.

— В нашей школе работают два социальных педагога, я ими очень доволен, но нам пришлось их долго учить, — сказал Ефим Рачевский.

По мнению зампреда комитета по образованию Государственной думы Олега Смолина, введение профстандартов абсолютно не повлияет на профессионализм специалистов в области воспитания.

— В любом образовательном стандарте есть часть, в которой говорится о требованиях к уровню подготовки выпускников. В принципе это и есть профстандарт для любого педагога, и не надо ничего больше сочинять. У нас написано несколько сотен профессиональных стандартов, правда, я не заметил, что профессионализм работников сильно вырос, — отметил он.

По данным Минтруда, в 2016 году планируется разработать еще 57 профстандартов — от математика в области ядерного оружейного комплекса до водолаза.

Комментарии
Прямой эфир