Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над регионами России и акваторией Черного моря
Происшествия
В Екатеринбурге загорелось здание со стройматериалами на площади 800 кв. м
Мир
Баскетболист Касаткин не будет оспаривать решение французского суда об экстрадиции в США
Мир
Норвежскую армию заподозрили в связях с украинским нацбатом «Азов»
Происшествия
В Белгородской области после атаки ВСУ возникли проблемы с электроснабжением
Происшествия
При крушении Ка-226 в Дагестане погибли замглавы КЭМЗ и три ведущих специалиста
Спорт
Теннисистки Кудерметова и Мертенс победили в финале итогового турнира WTA
Общество
Разбор завалов обрушившегося из-за взрыва газа дома в Тульской области завершен
Происшествия
Один человек погиб в результате схода лавины на Камчатке
Спорт
Российские самбисты завоевали четыре золотые медали во второй день ЧМ
Спорт
Россиянин Аристархов завоевал бронзу на чемпионате мира по пулевой стрельбе
Мир
Патриарх Кирилл отстранил экзарха Западной Европы из-за церковного суда
Общество
В Москве по делу о клевете задержали религиозного деятеля Батлухского
Мир
Бывший ведущий программы Top Gear Квентин Уилсон скончался в возрасте 68 лет
Мир
Минобороны Бельгии отправило 149 тыс. писем с предложением вступить в армию
Мир
Женщина погибла в результате наезда автобуса на пешеходов на юго-западе Германии
Мир
Дом детства Трампа выставили на продажу за $2,3 млн

Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров

Соответствующий законопроект разрабатывает Минкомсвязи с участием банкиров и коллекторов
0
Банки смогут проверить заемщиков по единой базе мобильных номеров
Фото: REUTERS/Toby Melville
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России может быть создана единая база данных мобильных номеров. К разработке законопроекта, который узаконит проверку принадлежности номеров сотовых операторов их владельцам, приступило Минкомсвязи. С помощью базы коллекторские агентства и банки смогут установить, что конкретный мобильный телефон принадлежит гражданину с соответствующим ФИО, рассказал «Известиям» источник, близкий к Минкомсвязи.

По его словам, необходимость новации назрела в связи с ситуацией на рынке взыскания банковских долгов. Часто абоненты выкидывают «симки», а через шесть месяцев операторы передают номера новым владельцам. В итоге взыскатели не могут найти должников плюс беспокоят законопослушных граждан, не имеющих отношения к заемщикам.

Поправки должны быть внесены в закон «О связи». В настоящее время они разрабатываются с участием представителей банков и коллекторских агентств. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к Минкомсвязи. Впервые вопрос о необходимости создания единой базы данных был поднят в Общественной палате в 2015 году, дело сдвинулось с мертвой точки только сейчас.

Доступ к базе будет открыт не для всех участников рынка, его однозначно получат банки, говорит собеседник. По словам источника, перечень имеющих доступ к базе и порядок такого доступа установит правительство.

Официальные представители Минкомсвязи сочли комментарии по теме преждевременными.

Банкиры и коллекторы подержали новацию.

— Данная база будет работать по аналогии с бюро кредитных историй, куда заинтересованные в рассылках или кампаниях обзвона организации смогут на платной основе делать запросы об актуальности номеров, — считает начальник департамента по работе с проблемной задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец. — Персональных данных клиентов в базе не будет, только номер и дата заключения последнего договора по этому номеру.

По словам представителя Бинбанка, плюс для банков заключается в том, что они смогут сократить свои затраты на звонки и SMS третьим лицам, которые не имеют отношения к клиенту.

— Однако новые номера с помощью этой базы банки получать не смогут, — указывает Сергей Голец. — Для клиентов в данном случае никаких минусов нет, поскольку их персональные данные не раскрываются. При этом снижается вероятность того, что гражданина будут беспокоить по поводу долгов незнакомых ему людей, равно как и присылать SMS об акциях в магазинах парфюмерии, на которые подписался предыдущий владелец номера. Однако пока не ясно, как будет решаться вопрос с датой заключения последнего договора по номеру, если речь идет о переходе к другому оператору с сохранением номера, ведь дата договора будет свежей, а номер и владелец — прежними.

По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина, преимущества новации можно будет оценить только тогда, когда будут доступны перечень услуг и тарифы для этого сервиса. 

— Но создание сервиса, упрощающего идентификацию физлиц, в любом случае можно расценивать только позитивно: база может использоваться во всем кредитном цикле — от выдачи до сбора, и помогать в том числе и взыскателям, — уверен Андрей Люшин.

По словам президента компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Докучаевой, в большинстве развитых стран, где рынок коллекторских услуг существует уже несколько десятилетий, подобные законодательные акты действует давно и признаны эффективными.

— Например, в Норвегии коллекторские агентства имеют доступ к информации о должнике, в том числе к его персональным данным, включая и номер мобильного телефона, что позволяет проверить его на актуальность, — поясняет Докучаева. —  В свою очередь, в России зачастую коллекторские агентства звонят тем, кто не является не только должником, но и не имеет к последнему никакого отношения.

По словам Елены Докучаевой, сейчас большая часть жалоб на действия профессиональных коллекторов относятся к категории «я не тот, кто вам нужен» — когда люди ошибочно числятся должниками или поручителями. На такие жалобы приходится около 80–90%.

— Но проверить эту информацию — говорит ли собеседник правду или должник пытается уклониться от выполнения своих обязательств, — у коллекторских агентств нет возможности, поэтому реализация инициативы необходима, — считает президент «Секвойи».

Юристы и сотовые операторы против создания единой базы данных мобильных номеров.

— Возможный положительный эффект от создания базы мобильных номеров в решении описанных ниже проблем будет минимальным, при этом откроются новые горизонты для злоупотреблений вследствие утечки информации, — уверена партнер компании «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская. — Кроме того, SIM-карты часто приобретаются одним лицом, а используются другим — это нормальная ситуация, которую нет возможности ограничить как-то законодательно, и это сводит эффект от создания такой базы мобильных номеров к нулю.

В пресс-службе компании «Билайн» также заявили, что создать базу данных мобильных номеров — значит подвергнуть риску персональные данные клиентов.

По мнению Светланы Тарнопольской, решать проблему нужно совсем с другой стороны — путем наложения законодательных ограничений на вмешательство в частную жизнь граждан с использованием средств мобильной связи, а не при помощи создания базы данных телефонных номеров.

— Можно также законодательно запретить операторам мобильной связи передавать номера новым владельцам или установить продолжительный (в 2–3 года) временной интервал между блокировкой номера и возможной передачей другому владельцу, — уверена собеседница.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир