Туристы полюбили Россию
В 2015 году 4% отдыхавших в России путешественников отправились загорать в Крым, остальные любители «домашнего» моря (24% от общего числа туристов) уехали в проверенные Сочи, Геленджик, Туапсе и Анапу, говорится в исследовании Ipsos Comcon. При этом внутренний туризм в целом не сократился, тогда как число выезжающих за границу уменьшилось. Предпочтения на зарубежных направлениях не изменились — как и в 2014 году, несмотря на возросший курс евро, это были страны Европы.
Даже невзирая на кризис, внутренний туризм в стране не сокращается, говорится в предоставленном «Известиям» исследовании Ipsos Comcon по итогам 2015 года. Так, 10% опрошенных россиян путешествовали по стране и 7% выезжали за рубеж. Относительно 2014 года изменения небольшие: количество путешественников по России не изменилось, а вот число выезжающих в зарубежные страны уменьшилось на 2%. В Ipsos Comcon подчеркивают, что исследование приводит данные только по тем, кто выбирал исключительно отдых, поездки к родственникам и в командировки не учитывались.
Внутри страны основная масса по-прежнему выбирает Черноморское побережье, там отдыхали 24% туристов против 23% годом ранее, еще в 2013 году их было всего 19%. Крым выбрали 4% — его считали отдельно от остальных курортов. На Черноморском побережье много популярных курортов России — Сочи, Геленджик, Ейск, Туапсе, Анапа и другие города, где развита инфраструктура, говорит директор по работе с клиентами Ipsos Comcon Татьяна Герасименко, а на Крым многие россияне только начинают «переориентироваться».
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе говорит, что у участников рынка такие же данные по поездкам россиян, она лишь уточняет, что уехавших в Крым больше на 4–5%. Ограничения по транспорту не позволяют этому курорту увеличить свою долю, говорит специалист, добавляя, что пропускная способность единственного аэропорта полуострова увеличена, но не безгранична.
«Подрос» и Северный Кавказ, на лечебных курортах и в домах отдыха которого снимали стресс 8% россиян (еще в 2014 году их было 6%). А вот желающих узнать поближе столицу стало меньше на 1%, в 2014 году их было 11%, в 2015% — 10%. Остывает и интерес к Сибири — с 6% в 2014 году до 5% в 2015 году, здесь заядлым любителям дикой природы особенно нравится Алтай.
Выезжающие за пределы Родины россияне в первую очередь выбирали Европу — 48% в 2015 году против 51% в 2014 году. На втором месте по посещению — Турция (до закрытия этого направления в конце ноября): 19% против почти 17% в 2014 году. Далее — Египет (до запрета воздушного сообщения в начале ноября): почти 17% против почти 13%. Таиланд слегка упал — 9,1% в прошлом году и 9,6% в 2014 году.
Директор по работе с клиентами Ipsos Comcon Татьяна Герасименко отмечает, что «в связи с ростом курса евро в прошлом году наблюдался отказ от поездок в Европу, туристы переключались на Турцию и Египет до закрытия этих направлений». «Но две страны все равно не могут противостоять минимум 10–20 популярным европейским», — подчеркивают в АТОР.
Снижение по Таиланду было практически незаметным, говорит гендиректор Tez Tour Владимир Каганер. По его словам, длительность перелета и его дороговизна в прошлом году компенсировались скидками от гостиниц.
В исследовании Comcon также говорится, что в первую очередь при выборе тура люди руководствовались его ценой — 41% (столько же в 2014 году), к рекомендациям друзей и знакомых прислушались 30% (27% годом ранее), удобное транспортное сообщение предпочли 17% (15%). На седьмом месте по значимости был авиаперевозчик.
Туристы стали больше ездить на автомобилях — 43% против 40%, поездки на поезде упали с 41% до 37, любители автобуса и самолета свои предпочтения почти не изменили. «Очевидно, когда речь идет о внутреннем туризме, путешественники чаще всего выбирают железную дорогу — стоимость перевозки до места отдыха критично сказывается на финальной стоимости тура», — замечают в Ipsos Comcon.
В 2015 году стали больше предпочитать самостоятельный отдых — 31% против 26% годом ранее. На 1% упал познавательный туризм, экскурсии — с 25% в 2014 году до 24% в 2015-м. В исследовании принимали участие не менее 24 тыс. респондентов, которых опрашивали четыре раза в год. Были охвачены 47 городов с населением более 100 тыс. человек.